В январе отметили завершение первого президентства MBA в истории США. Не какой-нибудь MBA - MBA школы Harvard дали пинка. Несмотря на то что вряд ли Harvard Business School считает Джорджа Буша одной из своих ярких звезд, факт остается фактом: Буш ходил по священным коридорам Spangler Hall и получил MBA в этой школе в 1975 году. Как отметил Брайен Датт (Brian Dutt), редактор колонки Viewpoints ("Точки зрения") в The Harbus (независимое еженедельное студенческое издание школы HBS), для учреждения, которое заявляет, что обучает лидеров, оказывающих влияние на мир, в альма-матер Буша висит оглушающая тишина, когда речь заходит об этом известном выпускнике, чье правление отрицательно сказалось на жизни миллионов людей всего мира. После всего этого школе HBS затруднительно повесить портрет или назвать здание в честь, пожалуй, самого некомпетентного президента в истории Штатов, который зачастую сражался с миром, а также со словами и фразами, чтобы составить предложение. Один из профессоров HBS Ричард Тедлоу (Richard Tedlow) дошел до того, что не считает Буша членом клуба MBA, заявив, что его администрация не справилась с применением набора знаний MBA и подходом к решению проблем.
В офисе, где преобладают юристы (на сегодняшний день их 28 из 44, включая Обаму), справедливо сказать, что Буш не отдавал какие-либо предпочтения легионам выпускников MBA в силу своей деятельности в офисе. Общее мнение о президентстве Буша такое: оно пестрело стратегическими и экономическими ошибками, не говоря уже о моральных и этических провалах. Все это увенчалось экономическим кризисом, начавшимся в 2007-08 гг. В то время как Буш не может взять исключительную ответственность за рецессию, тысячи его коллег по MBA внесли сюда свой вклад. Сейчас, возможно, подходящее время, чтобы исследовать роль, влияние, подходы, мышление и набор навыков, а также этическую составляющую данной крупной и влиятельной группы профессионалов, а также академии бизнеса, которая воспитала их. Бизнес школы определенно стали важными столпами современной университетской жизни в последние годы, и все-таки здравая оценка их влияния и вклада в экономику и общество давно назревала.
Академия бизнеса изначально была основана в начале 20-ого века в США с целью изменения направления высшего образования от обучения гражданских лидеров и министров для сельского общества, а также профессионалов в области медицины, инжиниринга и права на обучение менеджеров для индустриальной экономики. Она также предназначалась для повышения законности, престижа и профиля возникающего управленческого класса. Школа «научного управления» (scientific management), открытая Фредериком Тейлором (Frederick Taylor) с целью оценки и мониторинга работы при использовании научных принципов и промышленной психологии в 1920-е годы, придала бизнес-педагогике высокий уровень доверия и одобрения. К 1960-м годам послеуниверситетское образование в области менеджмента при помощи программ MBA твердо упрочнилось в большинстве элитных университетов США. Были открыты всевозможные научно-исследовательские специализации, такие как бухгалтерский учет и финансы, маркетинг, количественные методы и исследование операций, организационное поведение и менеджмент, совместно с рецензируемыми научными журналами для опубликования исследований. Модель MBA-образования была успешно перенесена в Великобританию, Францию, а также Индию при помощи благотворительных фондов Форда и Рокфеллера в 60-е и 70-е годы.
Развитие бизнес образования как на уровне postgraduate, так и на уровне undergraduate за последние десятилетия набирает темпы во всем мире в такой степени, что бизнес школы стали основными поставщиками квазинаучных учений и идеологических приспособлений в бизнесе и обществе в целом. Совсем недавно интеллектуальное лидерство бизнес-академии было захвачено неолиберальными экономистами и финансовыми исследователями в соответствии с увеличением финансовых капиталов в развитых экономиках. Всем известно, что некоторые из самых ярких студентов тяготели к сфере финансов и разделяли намерения работать в инвестиционных банках и других финансовых институтах. Финансовое поощрение данной деятельности было огромным. Доля данного сектора до недавнего времени составляла от 5% до 8% ВВП.
Несмотря на словесные заявления бизнес школ о своей социальной и экологической ответственности, а также этичном поведении, единственно значимая цель большинства получателей MBA заключалась в максимизации личных заработков и доходов компании любой ценой. Многие считают себя технократами, которые исключительно нацелены на соревнование, эффективность и технологии, где нет места социальным заботам и общественным ценностям. Это зачастую просто отражение направления содержательного и символического обучения, требуемого в бизнес школах. Некоторые из недавних крахов, например, компаний Enron, Global Crossing и Lehman Brothers, могут быть объяснены ограниченностью данной логики MBA.
Многие из преподавателей открыто пренебрегают любым упоминанием о социальных соображениях, вторя словам патриарха принципов невмешательства государства в экономику Милтона Фридмана (Milton Friedman), который в 1970 году написал, что социальная ответственность бизнеса растет в зависимости от его прибыли. Амитай Этциони (Amitai Etzioni), профессор университета George Washington University, написал о дебатах, состоявшихся в школе Harvard в 1980-х годах, после того как она получила 20 миллионов долларов от бывшего председателя Комиссии по ценным бумагам и биржам Джона Шэда (John Shad), чтобы представить официальную программу по этике. Большинство преподавателей с пренебрежением отнеслись к данной идее, интересуясь, какой этике и ценностям они собираются учить. Некоторые испытывали неловкость, понимая, что эта идея будет идти вразрез со многими другими вещами, которые они преподают. А некоторые были убеждены, что они преподают науки, в которых этика играет незначительную роль, если вообще играет.
Стоит отметить, что до разорения компании Enron в 2001 году многие профессора бизнес школ США пели гимны блестящей инновационной модели этой компании. Было написано несколько кейсов для изучения по различным аспектам стратегии и модели бизнеса Enron, которые энергично и одобрительно обсуждались на занятиях MBA. Даже несмотря на то что эти кейсы были преданы забвению после разорения компании, ничто не указывает на то, что этика Enron забыта. Нет никакого совпадения в том, что появление многих протогонистов во время недавних разорений бизнеса и кризис субстандартного кредитования пришлись на период правления обладателей MBA, таких как Джордж Буш младший!
Автор: Джозеф Г. Дэвис (Joseph G. Davis), бывший студент MBA института Indian Institute of Management, Ахмадабад, Индия. Он преподает в School of Information Technologies при University of Sydney в Австралии.
По материалам сайта www.counterpunch.org.