По словам студентов и руководителей программ, новоиспеченные обладатели MBA, выпущенные в унылую экономику, сражаются за рабочие места, так как агенты по набору персонала сократили свое присутствие на кампусах, урезали зарплаты и резко уменьшили число предложений о работе.
Студенты, которые заполнили заявки на поступление в бизнес школы в последние месяцы экономического процветания и приступили к учебе в середине финансового спада прошлой осенью, пытаются высадиться на территорию бизнеса, которая претерпела кардинальные изменения с тех пор, как они ее покинули.
Многие переосмысливают свои амбиции, променяв мечты о высокооплачиваемой карьере в удручающих сферах, таких как инвестиционные банки, на позиции в менее пострадавших отраслях. Другие возвращаются к бывшим работодателям или откладывают надежды на изменения в карьере.
«Рекрутинг на кампусах в этом году практически прекратился», - сообщает Ник Барнивилль (Nick Barniville), директор программ MBA бизнес школы Michael Smurfit Graduate Business School при University College Dublin. Студенты «сейчас должны быть немного предприимчивее в том, как постучаться в дверь» работодателю. Многие принимают предложение заняться краткосрочными проектами, надеясь, что временная работа устроит их на позицию полной занятости, когда наступят лучшие времена, считает он.
Число объявлений об открытых вакансиях, размещенных в школе Smurfit, примерно на половину меньше, чем два года назад, и это в основном позиции не из финансового сектора, сообщает Барнивилль. По его словам, число вакансий в сфере консалтинга снизилось на 75%, а количество мест в компаниях, не связанных с финансовыми услугами, – на 40%.
Такой спад наблюдается везде. В школе HEC Paris число опубликованных вакансий в инвестиционных банках уменьшилось на 60%, а в консалтинге – на 50%, сообщает Беранжер Паже (Berangere Pages), которая возглавляет службу по трудоустройству. Количество объявлений о вакансиях снизилось на 30% в мадридской бизнес школе Instituto de Empresa Business School, сообщила Мария де Карлос (Maria de Carlos), директор службы по международной карьере.
Том Шапира (Tom Schapira), получивший степень MBA в декабре в школе Instituto de Empresa, вернулся к своей прошлой работе в качестве консультанта по информационным технологиям в компанию Accenture Ltd. в Чикаго. Он мечтал перейти на позицию более высокого уровня в сфере стратегического консультирования. «Это меня расстроило, но потом я решил, что на самом деле я один из счастливчиков, поскольку у меня есть работа», - говорит он.
Консультанты по развитию карьеры считают, что, пока некоторые студенты реалистично воспринимали рынок труда, у других возникли проблемы с пересмотром своих ожиданий. «Повсеместно наблюдается эмоциональное потрясение, - сообщает профессор по маркетингу бизнес школы ESCP Europe Мари Тэйллард (Marie Taillard). - Огромное давление исходит от родителей, которые платят большие деньги за обучение и которые интересуются: «Что вы имеете в виду, сказав, что в Morgan Stanley нет работы?»
Госпожа Паже из школы HEC сообщает, что около 60% тех, кто изначально имел виды на работу в сфере финансов и консалтинга, изменили свои интересы. Другие «понимали – кризис; но они же инвестировали так много денег, поэтому хотят вернуть вложения», - говорит она.
Многие школы советуют студентам рассматривать такие сферы, как розничная торговля через магазины, специализирующиеся на продаже товаров со скидкой, энергетика, устойчивое развитие, аудит, страхование и государственный сектор. «Мы советуем им сейчас придерживаться широких взглядов», - сообщает Лина Плим-Риссанен (Leena Plym-Rissanen), глава службы по развитию карьеры школы Helsinki School of Economics.
В бизнес школе National University of Singapore Business School «рекрутеры нанимают меньше людей, кроме того, отбор кандидатов у них занимает больше времени, но набор все-таки имеет место быть», - сообщает Джоан Тэй (Joan Tay), директор службы по развитию карьеры. Студенты получают где-то от одного до трех предложений о работе, что меньше четырех-пяти, которые они получали год назад, рассказывает она.
Директор по развитию карьеры в бизнес школе Oxford University's Said Business School Дерек Уолкер (Derek Walker) считает, что удар по традиционным направлениям деятельности кандидатов MBA предоставил другим сферам, таким как государственный сектор, возможность нанять на работу первоклассных студентов, которые могут быть не заинтересованы в ожидании лучших времен. Он говорит, что начал видеть признаки постепенной оттепели в процессе трудоустройства при появлении новых позиций в мае.
Кристина Кэри Шоу (Christina Carey Shaw), выпускница школы Smurfit из Америки, не считает, что рынок настолько плох, как полагают многие люди. Она получила предложение о работе от Интернет-компании, специализирующейся на микрофилантропии, после трех недель поиска. Трудоустройство «возможно, если вы готовы пойти на снижение зарплаты, - говорит она. - Работа есть. Просто слишком много людей ищет ее».
По материалам сайта www.online.wsj.com.