Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Оттепель в отношении MBA

Оттепель в отношении MBA

Япония предлагает больше программ бизнес образования, чем когда-либо, но компания Japan Inc. все еще скептически относится к ценности степени MBA.

В Японии всегда было непросто подобрать программу MBA. Двадцать лет назад всего лишь несколько университетов предлагали курсы по бизнес-администрированию, поэтому большинство студентов, стремящихся получить MBA, отправлялись учиться в США. Даже после того как бизнес образование обрело популярность во всем мире, местные программы развивались очень медленно. Однако за последние пять лет число японских университетов, при которых есть бизнес школы, увеличилось более чем в два раза и достигло 55.

Рассматривают несколько причин повышения популярности бизнес школ в Японии. Например, после снижения государственного контроля школам стало проще предлагать программы MBA. Японские школы также стали более гибкими, сделав свои программы более доступными для местных студентов. Многие школы сейчас предлагают заочные формы обучения для студентов, которые не могут или не хотят отрываться от своей текущей работы. «Если бы мне было необходимо уйти с работы, чтобы учиться, я бы даже не задумывалась об обучении на программе MBA», – сообщает Мидори Ибука (Midori Ibuka), 40-летняя менеджер компании YKK, мирового производителя молний. С 2005 по 2007 гг. Ибука училась в бизнес школе при университете Waseda University.

Стаж работы превосходит образование

Несмотря на все это, сложно припомнить случай, когда компания Japan Inc. взяла на работу сотрудников с MBA-образованием. На самом деле, многие крупные компании все еще предпочитают нанимать выпускников, только что окончивших колледж, и формировать из них менеджеров, которых они хотят получить, а не брать выпускников бизнес школ. В то же время обладатели степени MBA, отправленные учиться в бизнес школы своими работодателями, обнаруживают сложности в применении новых навыков на практике, когда они возвращаются на работу.

Кажется, что корпоративная Япония не признает преимущества MBA-образования. Многие компании до сих пор проповедуют систему пожизненной занятости, где оплата и продвижение по службе зависит от выслуги лет. Это значит, что обладатели MBA не могут рассчитывать на быстрое развитее карьеры или увеличение зарплаты. Компания Lion, производитель хозяйственных товаров, ежегодно с конца 70-х отправляет на программу университета Keio University двух сотрудников, в том числе и президента компании Садаёши Фуджишиге (Sadayoshi Fujishige), хотя компания не относится к ним как к особым сотрудникам. «Мы не относимся по-особенному к обладателям MBA в плане зарплат и продвижения по службе», - сообщает Фуджишиге.

Последние события не способствовали подъему значения MBA-образования в Японии. В ситуации текущей глобальной рецессии, случившейся из-за преобладания капитализма в стиле США, японские обладатели MBA могут также потерять некоторый свой лоск. Прежде всего, многие инвестиционные банки, которые нанимали сотрудников с MBA, сокращаются.

Признаки положительного восприятия

Возможно, неудивительно, что те, кто возвращается в японские компании после получения MBA-образования, иногда испытывают разочарование и уходят, чтобы перейти на новый этап работы.

Но вместо воодушевления компаний к более эффективному использованию выпускников бизес школ, многие из них решили прекратить платить за обучение сотрудников на программах MBA. «Многие японские компании действительно не могут эффективно использовать обладателей MBA, когда те возвращаются обратно на работу», - считает Йошито Хори (Yoshito Hori), президент школы управления Globis в Токио. Хори ушел из торговой компании Sumitomo через несколько лет после возвращения из Harvard.

«Однако не все так мрачно и печально», - добавляет Хори, чья школа возглавляет рейтинг по показателю удовлетворенности студентов. Он считает, что решение может лежать в адаптированных курсах, которые восполнят разницу между японской и международной практиками ведения бизнеса. Хори говорит, что подход его школы в изучении кейсов заимствован у Harvard. Школа Globis также придает значение программам, которые воспитывают духовную составляющую лидерства в бизнесе. Например, существуют занятия, на которых будущие руководители изучают высказывания Конфуция. «Все успешные менеджеры корпораций обладают личным магнетизмом и развитым чувством человеколюбия, - считает он. - Такой вид образования слабо развит в школах США».

Тем временем, японские компании интернационализировали свои производства и продажи. Поэтому у сотрудников нет выбора, кроме как искать способы освоения техник, разработанных в Японии. Бизнес школы могут действовать как полезный инструмент по обучению принципами, приобретенными на японских заводах и офисах, и выработки способов их представления международной публике.

И хотя Япония может и не ценить студентов MBA в той же мере, как это делается в США, со временем ситуация может измениться. Один обнадеживающий признак: известный японский производитель Toyota (TM), компания, известная тем, что не включала в Совет Директоров обладателей MBA, назначит в июне своим будущим президентом выпускника бизнес школы Акио Тойода (Akio Toyoda), получившего MBA в Babson College в Бостоне. «В отличие от США, MBA-образование не превалирует в японских бизнес-кругах, - считает Киойчи Икео (Kyoichi Ikeo), декан школы при Keio University, который был первым университетом, предложившим программу MBA в 1978 г. - Мы должны постоянно делать заявления, что образование MBA и исследования, проводимые в школе, имеют огромное значение для развития компаний».

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги