Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Остров в небе

Остров в небе

Если говорить о крупных центрах космической промышленности, то на ум приходят Флорида, Москва или даже Казахстан. Реже вспоминают остров Мэн, британскую территорию в Ирландском море, больше известную ежегодными мотогонками, чем исследованиями Луны.

Но всё же крошечный остров с населением 80000 человек уже давно стремится к тому, чтобы стать лидером в области освоения космоса. Это живописное место привлекает многих специалистов в различных областях, спутниковые службы, космонавтов, технологов и сотрудников фирм, оказывающих профессиональные услуги. Многие едут сюда из-за инфраструктуры, на развитие которой не скупятся местные инвесторы, и из-за налоговых льгот.

Правительство острова содействовало тому, чтобы Международный космический университет (ISU) открыл исследовательский центр на кампусе местной бизнес школы. И первая партия студентов программы MBA в сфере космических технологий появилась здесь в декабре. Такое стремление является ответом на повышенный спрос на руководителей высшего звена в индустрии, где управленческие навыки традиционно ценятся меньше, чем технические ноу-хау.

Наступает интересное время для этого сектора экономики. Контракты в сфере космической промышленности обычно довольно продолжительные, проекты, рассчитанные на пять и десять лет, никого не удивляют, и финансирование по ним не прекращается. Так что если в других областях компании размышляют над тем, какая стратегия выхода из кризиса является более успешной, сектор космической промышленности только готовится принять удар. Вот что по этому поводу говорит декан ISU Уолтер Питерс (Walter Peeters): «Не секрет, что в мире бушует финансовый кризис. Нас он ещё не коснулся, но мы знаем, что коснется».

Единого мнения насчет того, что сулит промышленности ближайшее будущее, нет. Сокращение бюджетов, безусловно, отразится на развитии индустрии. Вполне возможно, что некоторые дорогостоящие и сомнительные с точки зрения научной ценности проекты, такие как программа пилотируемых полетов, будут сокращены. В общей сложности аналитики предсказывают, что НАСА будет располагать бюджетом в 19 млрд долларов, что на 1 миллиард больше, чем в 2009 году, но всё же меньше, чем планировалось ранее. Но для многих главное в этом деле - определенность. «Мне хватит 19 миллиардов, - говорит Джеффри Манбер (Jeffrey Manber), предприниматель в области космических исследований. - Деловым людям важны не заявления Белого дома, а то, что он не отклоняется от них», - добавляет он.

Из всего происходящего можно сделать прекрасный кейс для изучения. Меняется роль правительства, являющегося главным заказчиком, повышается значимость частного сектора, на этом фоне главным залогом развития может стать наличие предпринимательского таланта. Вероятно, это прозвучит странно, что индустрия, которая расширила границы возможного, не отличалась предпринимательским духом. Обычно специалисты космической промышленности удовлетворяют нужды правительства, они не привыкли самостоятельно создавать спрос.

Пегги Слай (Peggy Slye), директор отделения космоса и телекоммуникаций в консалтинговом агентстве Futron, рассказывает, что на ранних этапах развития для индустрии было характерно отношение «сделай это, и они придут». Но сейчас всё чаще менеджеры в данной области понимают, что для увеличения объема продаж им следует разрабатывать инновационные продукты и агрессивно вести маркетинговую компанию. Для любого другого сектора экономики это вполне нормально. Также им следует научиться угадывать нужды потребителей. Спутники являются дорогостоящим продуктом, который работает минимум 15 лет. «Поэтому нельзя допустить, чтобы кто-то был впереди вас в создании спроса на эти объекты», - говорит она.

В поисках звезд

По мере того как индустрия становится более коммерчески ориентированной, выясняется, что в этой области катастрофически не хватает талантливых менеджеров. Обычно эти функции выполняют физики и инженеры, которые не обладают знаниями и умениями, подходящими менеджерам. И это порождает определенные проблемы. В области спутниковых телекоммуникаций успех бизнеса зависит целиком от технологий, если спутники не работают, то разваливается фирма. Так что менеджеры должны разбираться в технологиях, чтобы уберечь предприятие от краха. Но теперь используются надежные и проверенные технологии, так что фатальной ошибкой является неумение понять и адекватно отреагировать на динамику рынка.

Сейчас нужно искать новые пути финансирования. На долю правительств приходится лишь 32% от общего числа трат в сфере космической промышленности, по данным Space Foundation. Зато частные проекты обычно имеют двойную общественную и частную пользу. Коммерческим компаниям довольно сложно найти источники финансирования без поддержки правительства. Но до недавнего времени правительство всё же считалось больше конкурентом, чем помощником. К примеру, НАСА создавало и обслуживало ракеты. А сейчас агентство отошло от дел и стало довольно щедрым клиентом, хотя и таким, который требует наличия венчурного капитала, оплачивает только успешно завершенные проекты и торгуется насчет цены. Коммерческий сектор этой индустрии наконец-то может вести себя так, как принято в условиях свободного рынка, внедряя инновации и уменьшая стоимость продуктов.

Другие пути финансирования теперь также открыты. Венчурные капиталисты обычно не касались области космической промышленности, так как суммы, требующиеся для вложения, огромны, а срок возвращения инвестиций довольно долгий. Более того, инвесторы обычно некомфортно себя чувствуют, если их капиталы вкладываются во что-то, что сопровождается взрывом при старте. Но всё чаще на передний план выдвигаются инвесторы, готовые вкладывать деньги в компанию на начальном этапе её существования. Среди них такие, как Элон Маск (Elon Musk) из Paypal, который финансирует проект Space X, получивший контракт на доставку грузов на МКС, Ричард Брэнсон (Richard Branson) из Virgin Galactic, работающий над суборбитальными исследованиями для НАСА, и Джеф Безос (Jeff Bezos) из Amazon, разрабатывающий ракету-носитель, назначение которой пока остается неизвестным.

Операции по слиянию и поглощению всё чаще станут повесткой дня для менеджеров. Горизонтальная интеграция, происходящая повсеместно, вскоре превратится в вертикальную. Клиенты заинтересованы в сквозном режиме обслуживания. При приобретении компании Segovia компанией Inmarsat в 2009 г., новая компания смогла предложить клиентам обслуживание наземного оборудования, а не только спутников, как раньше. Когда Объединенные Арабские Эмираты решили стать независимыми в вопросах космической промышленности, им нужна была одна компания, которая могла бы разрабатывать спутники, контролировать космические станции и обучать персонал для дальнейшей работы.

Студенты программы Space MBA узнают, насколько похожа и в то же время отлична от обычной ситуация в секторе космической промышленности. Эти студенты уже завоевали расположение многих компаний. Большинство из них работают в области космической промышленности, обычно они уже имеют техническое образование и хотят расширить набор управленческих навыков. Мишель Мендес (Michelle Mendes), студентка этой программы, говорит, что большинство ученых, с которыми она общалась, хотели освободиться от того, что они называют рутинными и приземленными аспектами своей работы, а именно: от ведения переговоров по контрактам и поиска средств. Но, возможно, ей самой тяжелее всего сохранить голову на плечах, когда речь идет о бизнесе. Всё же очень легко поддатьcя гламуру.

По материалам сайта economist.com .


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги