Избыток информации значительно усложняет поиск подходящей бизнес-школы. Как найти полезные сведения и отбросить лишнее?
Получая каждый год миллионы советов по всем аспектам, касающимся опыта МВА, мы не уделяем почти никакого внимания первому шагу в процессе подачи заявки в бизнес-школу – сбору информации. Выбор подходящей бизнес-школы жизненно важен, его нельзя сделать, не копнув глубже.
Начиная с авторов блогов и заканчивая представителями бизнес-школ – каждому есть, что сказать о процессе подачи заявки, в том числе, какие школы следует рассматривать кандидату, как правильно написать вступительное эссе и где раздобыть рекомендательные письма. Задача переосмыслить всю информацию, чтобы составить список подходящих школ, кажется невыполнимой.
«Поначалу может быть страшновато, - соглашается Брюс ДельМонико (Bruce DelMonico), глава приемной комиссии Yale School of Management – Вам придется работать с огромным количеством информации».
Ваши приоритеты
Исследование бизнес-школ похоже на самоанализ. Вы должны понять, чего ждете от степени и какой тип опыта в хотите получить. Главы приемной комиссии говорят, что это почти как заглянуть в хрустальный шар.
«Определите ваши приоритеты, - советует Кэтлин Эдвардс (Kathleen Edwards), заместитель председателя приемной комиссии Emory's Goizueta Business School. – Подумайте, как эта степень поможет развитию карьеры, где вы хотите работать, какой образ жизни вести. Примите во внимание ваши предпочтения относительно расположения школы, ее типа, качеств, которыми должны обладать выпускники».
«Проведя такой самоанализ, кандидат может обратиться за советом. Разговор с тем, кто занимает должность вашей мечты - прекрасный способ удостовериться в собственном выборе и разузнать о школах, которые специализируются в этой области, - добавляет Эдвардс. - Четко определите ваши карьерные цели. Это поможет в процессе составления заявки, а также при поиске работы».
Информация о трудоустройстве
«Кандидаты часто совершают одну и ту же ошибку: не анализируют список работодателей и статистику трудоустройства выпускников до того, как подадут заявку. Затем, поступив в бизнес-школу, они понимают, что их не устраивают возможности, которые предлагает школа, - отмечает Скотт Шрум (Scott Shrum), директор по исследованиям Veritas Prep, компании, оказывающей услуги по подготовке к GMAT и поступлению в бизнес школы. - Это особенно важно для иностранных студентов в США, которые надеются, что программа поможет им найти работу в стране, а в итоге возвращаются домой, разочаровавшись в своих перспективах».
Детальную информацию, касающуюся вопросов трудоустройства, кандидаты могут найти на таких вебсайтах, как MBA.com или в профайлах школ на Businessweek.com, где можно сравнить статистику трудоустройства и даже ведущих работодателей разных школ. Кроме того, многие бизнес-школы, включая Harvard Business School, публикуют сведения о трудоустройстве online, но не все настолько открыты.
«Школы неохотно делятся такой информацией, - подчеркивает Шрум, - так что кандидатам придется проявить настойчивость».
Вопросы выпускникам
Еще один прекрасный источник информации о программах МВА – выпускники этих программ. Большинство школ дает кандидатам их контакты, но есть и другие источники, в том числе LinkedIn и похожие социальные сети, которые позволяют провести анализ по отрасли, компании и даже должности.
«Разговаривая с выпускниками МВА, кандидату следует узнать, какие работодатели приезжают на кампус и как школа помогает в поиске работы. Беседы с уважаемыми специалистами помогут создать сеть контактов и даже найти потенциальных рекомендателей», - замечает Сара Неер (Sara E. Neher), глава приемной комиссии Darden School of Business при University of Virginia.
Поговорив с выпускниками и четче представив, какой будет жизнь после окончания бизнес-школы, кандидатам следует обратиться к сети Интернет. Отличить серьезные источники от информационного мусора гораздо сложнее, чем кажется.
Прежде всего, следует обращаться к вебсайтам и публикациям известных организаций, например, National Society of Hispanic MBAs, Graduate Management Admission Council, а также самих бизнес школ.
Мнения в сети
На начальном этапе кандидаты сталкиваются с контентом, созданным другими пользователями, часто в форме записей в социальных сетях Facebook или Twitter, в блогах или на форумах. Скотт Шрум предупреждает, что эта информация может быть опасна: «Возможности бесконечны. Несмотря на потенциальную опасность, вы находитесь лишь в двух шагах от достоверных источников. Важно определить квалификацию источника, чтобы знать, насколько обоснованным является его мнение»
«Чтобы отделить факты от вымысла, надо сравнить разные точки зрения. Скептически отнеситесь ко всем источникам, - советует Неер. – Не доверяйте просто так членам приемной комиссии. Но если то, что говорим мы, и то, что говорят студенты и выпускники, последовательно и логично, значит, этой информации можно верить».
Помните, что у приемной комиссии свои задачи.
«Члены приемной комиссии – прекрасный источник информации о процессе поступления, но не о школьном опыте, - говорит Шрум. – С этими вопросами лучше сразу обратиться к студентам и недавним выпускникам».
«Студентам и выпускникам иногда говорят, что сказать и что написать, - замечает Сара Неер. – Вот почему следует узнать у источников, просит ли их бизнес-школа о чем-либо умалчивать. Нет ничего страшного в том, чтобы задать вопрос, подразумевающий негативный ответ, например, какой самый большой недостаток службы карьерного развития. Можно найти контакты выпускников, находящихся вне зоны влияния школы, например, безработных, они могут предложить другую точку зрения».
Рейтинги бизнес-школ
Один из крупнейших и наиболее влиятельных источников информации о бизнес-школе – различные рейтинги, которые публикуют Financial Times, Economist и Bloomberg Businessweek. Хотя большинство экспертов по поступлению сходятся на том, что рейтинг это хорошая точка отсчета, кандидату не стоит обращаться к ним с самого начала.
«Люди слишком буквально воспринимают результаты рейтинга, - говорит Брюс ДельМонико. – Они зацикливаются на мелочах и репутации различных программ. Мудрые кандидаты используют рейтинги в качестве инструмента, на основе которого они начинают составлять свой список бизнес-школ и оценивать шансы на поступление в каждую из них. В ходе исследования список уменьшается до тех пор, пока в нем не останется от четырех до шести программ, на которые кандидаты подают заявку.
Не стоит ограничивать кругозор или упускать возможности. Чем больше бизнес-школ вы рассмотрите, по крайней мере, в начале, тем выше шансы найти лучшую для вас программу.
«Мы все имеем склонность находить подтверждение тому, во что сами верим, - объясняет Шрум. - Если вы решили поступать в Wharton, то везде будете видеть информацию, доказывающую правильность вашего решения. Вы словно надели шоры и не понимаете, что, скажем, MIT Sloan School of Management, подходит вам больше».
Процесс сокращения списка начинается с баллов GMAT – а иногда ими и заканчивается. Например, если вы дважды сдавали GMAT, и ваш лучший результат – 610, то Harvard, Wharton и MIT, где средний балл приближаются к 700, станут недостижимыми целями. Сведения о среднем балле GMAT разных школ есть в широком доступе online. Кроме того, чтобы точнее определить свои шансы на место в ведущей школе, следует посмотреть данные о наборе, которые также можно найти online. По этим данным видно, что предпочтение отдается кандидатам с опытом работы три года или шесть лет, и, разумеется, можно составить впечатление, насколько строги критерии отбора. Сравнение своей зарплаты и средней зарплаты группы до получения степени МВА поможет понять, направлена программа на кандидатов на начальном или на более позднем этапе развития карьеры.
Личный опыт
«Личные встречи и школьные мероприятия помогут кандидатам лучше разобраться в нюансах каждой программы. Большинство бизнес-школ проводит мероприятия в разных регионах, а также предлагает видео- и фотоматериалы online. Это хороший способ углубить исследование, чтобы принять взвешенное решение о том, куда подавать заявку», - говорит Неер.
«Посещение кампуса дает больше возможностей поговорить со студентами и администрацией, самому увидеть, на что похожи будни в школе, и побывать на занятиях. Хотя посещение кампуса не является обязательным ни в одной школе, - подчеркивает Шрум, - кандидат произведет хорошее впечатление на приемную комиссию, если упомянет во вступительном эссе или на интервью о какой-либо особенности школьной культуры или возможности, о которой он узнал на кампусе. Обязательно посетите кампусы трех наиболее предпочтительных школ. Вы не только поймете, подходит ли вам культура школы, но и станете более привлекательным кандидатом».
По материалам сайта Business Week.