Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Окончательные перспективы

Окончательные перспективы

В индийской армии существует три курса для командного состава, которые офицеры могут изучать в Army War College at Mhow: курсы для младшего командного состава JC, которые посещают капитаны и майоры; курсы для старшего командного состава SC, которые посещают подполковники и для высшего командного состава HC в лице полковников. JC предназначены для подготовки офицеров к командованию пехотой, SC - для командования батальоном и HC - для ведущих ролей в командовании бригадой. К вашему удивлению сообщаю, что учебники на всех трех ступенях курса одинаковые.

Это просто шокировало меня. Как можно преподавать различные курсы с различными целями и для людей с разной квалификации по одним и тем же учебникам? Смысла я в этом не видел. При первой же возможности я обратился к знакомому офицеру, посещавшему HC, в то время когда я заведовал преподавательским составом в Military College of Telecommunication Engineering, который располагался неподалеку от Army War College.

Его ответ звучал так: «На первой ступени вы изучаете теорию проведения операций, на второй применяете знания на практике, на высшей ступени вы подвергаете всё узнанное сомнению».

Такой ответ, простой по форме и глубокий по содержанию, меня поразил. Теперь я понимаю, что настоящее знание начинается тогда, когда мы пытаемся подвергать сомнению все, что знаем. Почти всегда мы останавливаемся на первых шагах и даже не подозреваем, почему нам не удается постоянно совершенствовать свои знания.

Заканчивая обучение на программе MBA, я начинаю понимать, как это действует. За первый учебный год и последующее лето мы изучили огромное количество материала. Второй же год посвящен тому, что мы подвергаем сомнению все, что успели узнать. Например, в первый год нам читали курс по теории бухгалтерского дела, и только потом на практике узнали, как это все работает изнутри. Теперь мы подвергаем сомнению определения устойчивого развития и выгоды. Первое определяется с течением времени, а второе понятие фиксирует мгновенное состояние. Как же можно сравнивать период и миг? Без изменения определения выгодности мы не разрешим это противоречие. С этой трудностью сталкиваются многие компании, придется столкнуться и нам.

Вперед марш!

Это приводит меня к следующему вопросу: каковы же мои планы после окончания учебы? Я получил диплом 17 мая и в понедельник, 19 мая, уже стал сотрудником Townsend Polymer Services & Information. Сейчас я работаю на должности вице-президента по предпринимательству, и в мои обязанности входит создание новых деловых предприятий.

Но вернемся ко второму году обучения. Говорят, что по сравнению с первым, второй год гораздо менее трудоемок. С этим, конечно, можно поспорить, но могу сказать одно точно: второй год обучения в корне отличается от первого. Ты также, если не больше, постоянно занят, но теперь сам выбираешь, чем будешь заниматься, а в первый год обучения все же зависишь от расписания, составленного школой. Это как быть владельцем магазина и работать на себя (по сравнению с работой в магазине на владельца).

Плюс ко всему именно на второй год обучения ты выбираешь предметы, которые хотел бы изучать. Обычно студенты выбирают те дисциплины, которые необходимы им для дальнейшей карьеры или интересуют их больше других. Так что это действительно может показаться более легким.

Певец, а не песня

Но здесь я вспоминаю высказывание одного из преподавателей. Он считал, что стоит выбирать предметы, основываясь на рейтингах преподавателей. Не стоит полагаться только на здравый смысл и свой интерес. Очень простая логика, не так ли? Хороший преподаватель сможет вызвать интерес к своему предмету, а плохой вызовет отвращение к самому любимому. А если вы выбираете незнакомый вам предмет, но уверены, что преподаватель достойный, то тем самым вы только расширите свои горизонты.

Это действительно разумно, не правда ли? Последовав этому совету, я выбрал предметы, точнее преподавателей, которые ценились выше всего, а именно: консалтинг, расширенный курс управления предприятием, планирование и контроль производства, маркетинг высоких технологий, консультирование по проблемам управления производством. Мне повезло, все они отвечали моим будущим карьерным планам и вызывали у меня интерес.

Вот краткое резюме этих курсов

Курс консалтинга, который вел Майкл Мэй (Michael May), ветеран в этой области с 30-ти летним стажем работы, заканчивался необычным экзаменом. Мы должны были получить контракт на оказание консалтинговых услуг. Это был превосходный способ на практике испробовать все, чему мы научились.

Незадолго до экзаменов мы разделились на две группы. Каждая должна была приготовить итоговую презентацию, чтобы завоевать контракт у воображаемой фирмы, которую представляли шесть человек, роль каждого из которых играл наш профессор. После собеседования с каждым из клиентов он давал нам рекомендации, говорил, где мы ошиблись, что следовало бы сделать и что нам все же удалось. Победившая команда, которая проявила творческий подход, была убедительна и подготовила великолепную презентацию, получала высший балл.

Заключая договор

Победившая команда представила такую презентацию, что если бы я был главным директором той воображаемой компании, я бы ни минуту не сомневался и подписал с ними контракт незамедлительно. Это был превосходный способ учиться не только у профессора, который на каждом занятии раскрывал секреты производственной практики, но и у своих одногруппников.

Расширенный курс управления предприятием (EEM), который читал нам Марти Андерсон (Marty Anderson), научил нас творчески мыслить в любой ситуации. Несмотря на то, что курс считался управленческой дисциплиной, он включал в себя всё: стратегию ведения бизнеса, управление поставками и сбытом продукции, логистику, различные информационные системы, такие как ERP, новейшие коммуникационные сети. В общем, этот курс был о процессах, происходящих в бизнесе, которые не ограничиваются одной компанией, но рассматривались на примере ежедневных процессов в отдельно взятой компании. Марти Андерсон работал с ведущими компаниями в 30 странах мира. Он был советником в Белом Доме, Европейском Парламенте и других правительствах.

В ходе занятий он научил нас думать, не ограничиваясь потребностями одной компании или клиента. Если поступать соответственно этому ограничению, то результаты не замедлят сказаться на всей сети предприятий и более высоком уровне. Простые вещи оказались не так уж просты, если задуматься об их воздействии на остальных членов системы. В результате мы научились задумываться о целях и мотивах, лежащих вне нашей компетенции, на первый взгляд.

К финальному испытанию мы должны были придумать новый продукт или услугу и проанализировать, как её появление скажется на всей индустрии в целом. Наша команда остановила свой выбор на идее считывания радиометок на упаковке товара, что позволило бы создать быструю автоматическую розничную систему регистрации товара в крупнейших магазинах электроники. Эта идея не только позволяла расширить существующее применение этого метода для автоматизированной проверки и инвентаризации, но так же удовлетворяла недовольство и невообразимые запросы как клиентов, так и производителей электроники.

В рамках курса консультирования по проблемам производства мы трудились на реального клиента - фирму, имеющую представительство в Америке и Канаде, у которой были некоторые проблемы с заключением сделок. Не могу писать об этом много, упомяну лишь, что компания планировала нанять команду консультантов для работы над этим проектом после окончания учебы.

Выдающийся опыт

Что касается маркетинга высоких технологий, Анируд Дебар (Anirudh Dhebar), который успешно сочетает в себе качества ученого, экономиста, маркетолога, фотографа и писателя, раскрыл нам не только секреты рыночного процесса, но и подсказывал, как ими руководить.

Некоторых небольших отклонений от курса было достаточно, чтобы сделать этот опыт самым незабываемым за время моего обучения в Babson.

По курсу планирования и контроля нас гонял Ларри Карр (Larry Carr), ветеран военно-морского флота и президент Osram, также имеющий докторскую степень. Несмотря на то, что курс основывался на бухгалтерском деле, в него были включены материалы экономики, науки управления, стратегии, маркетинга и организационного поведения. Мы научились совмещать стратегию с проведением операций, узнали о сбалансированной карте показателей деятельности, управлении измерительными системами, оценке работоспособности, трансферном ценообразовании и массе подобных вещей.

Наш финальный проект заключался в написании кейса вместе с пояснениями для преподавателя и методическими заметками по любой из тем курса. Это задание было практическим применением поговорки: предмет узнаешь только тогда, когда начнешь его преподавать. С этой задачей мы справились, хотя и было нелегко, но весьма ценно.

Потанцуем?

Так как я выбрал несколько предметов из сферы финансов и бухгалтерского дела, то итоговый курс должен был объединять все это. Финальный курс является обзорным, но именно этот был уникальным. Начинался он с показа японского фильма под названием «Потанцуем?» («Shall We Dance?»)

Почему именно этот фильм? Вот как это объясняет профессор Дебар : «Так как мы приглашаем вас на своего рода танец под названием итоговый курс, я могу метафорически объяснить содержание этого фильма. Он наводит меня на следующие мысли: личность и все её действия, предприятия, если хотите, можно объяснить тягой к приключениям (надеюсь, в хорошем смысле этого слова). В танце, как и в любом другом деле, очень важны первые шаги, они всё решают, и в этом фильме нам прекрасно показан процесс трансформации заурядной личности в героя».

Размышляя над всем этим, я понимаю, как одни и те же предметы, когда рассматриваешь их под разными углами зрения в разные моменты жизни, предстают перед нами в совершенно ином свете. Цитата из одного из наших курсов, которую я привел в начале своей статьи, более гармонично выражает мои мысли. Ни при каких обстоятельствах ты не можешь войти в одну и ту же реку дважды.

Итак, друзья, вот вкратце мой второй год обучения. Я надеюсь, благодаря моему рассказу, вы лучше поймете, что значит совершить путешествие в страну MBA. Удачи вам!

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги