Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Обновления в Harvard Business School

Обновления в Harvard Business School

Пару лет назад профессор Harvard Business School Нитин Нория (Nitin Nohria) в соавторстве с другими известными профессорами школы Майклом Портером (Michael Porter) и Джеем Лоршем (Jay Lorsch) написал статью в Harvard Business Review под заголовком «Семь вещей , которые удивляют новых генеральных директоров» (“Seven Things That Surprise New CEOs”).

К тому моменту Нория уже несколько лет преподавал и имел возможность наблюдать за недавно назначенными генеральными директорами, которые приезжали в Harvard на семинары. Он еще не знал, что скоро возьмет на себя обязанности, похожие на задачи генерального директора, и возглавит самую влиятельную бизнес школу мира. Прошел год с тех пор, как Нория занимает пост декана Harvard Business School, и он признает, что его действительно удивили жесткие требования, которые предъявляет эта должность.

«Раньше меня ввергала в ужас сама мысль о генеральных директорах, жизнь которых представляет собой череду разнообразных встреч, - смеется Нория. – Вы будете учиться и расти вместе с этой работой, никто не может быть готов к ней заранее. Пусть мне не все верят, но эта должность действительно меня удивила».

Удивлен? Возможно. Не готов? Едва ли.

Нитин Нория стал деканом Harvard Business School 1 июля 2010 года и за год достиг того, на что деканы других бизнес школ потратили бы 10 лет:

  • он разработал и довел до всеобщего сведения новую повестку дня школы: инновации, интеллектуальные амбиции, интернационализм, приобщение и интеграция;
  • назначил руководителем самой престижной в мире программы МВА преподавателя, известного борьбой со стереотипами, чье назначение у многих вызвало недоумение;
  • проводил важные изменения на программе MBA, несмотря на опасения некоторых коллег в том, что все происходит слишком быстро;
  • ввел учет числа женщин (39%) в первом наборе МВА под его руководством;
  • получил миллионы долларов в качестве пожертвований, в том числе $50 млн. от индийской компании Tata Group;
  • создал экспертные группы, которые изучают все, начиная с трудоустройства и продолжительности работы женщин в профессорско-преподавательском составе и заканчивая политикой предоставления информации о потенциальном конфликте интересов среди профессоров на волне фильма «Внутреннее дело» (Inside Job).

Некоторые считают темп изменений головокружительным. «Теоретики в сфере управления изменениями сомневались, что можно столько всего переделать в и так хорошо организованном учебном заведении, - замечает Том Эйсенманн (Tom Eisenmann), преподаватель предпринимательства и глава факультативных курсов в HBS. – Но, несмотря ни на что, мы добились значительных успехов».

Новые лица и быстрые изменения

Хотя Harvard Business School всегда славилась верностью традициям, Нория готов пойти на неслыханный риск, как в отношении людей, так и главной программы МВА. Некоторые консерваторы в HBS были сбиты с толку, когда Нория назначил директором этой программы известного профессора по маркетингу Йонгме Мун (Youngme Moon), впервые такую престижную должность заняла женщина. У Мун нет степени MBA, а диплом PhD она получила в сфере коммуникаций, а не в ключевой для бизнеса области. Кроме того, она открыто говорит то, что думает.

На своем вебсайте Мун написала, что Harvard – это «учебное заведение, которое было построено мужчинами-вожаками, даже сегодня здесь могут сожрать молодого преподавателя только чтобы потом посмотреть, насколько далеко его можно выплюнуть». Раньше из-за такой прямоты ее могли просто выгнать. Нория рассказывает, что после объявления о ее назначении многие подходили к нему и спрашивали: «Это правда?»

Новый декан ценит ее откровенность. К тому же, Мун – один из заслуженных профессоров Harvard, ее отличают новаторский подход и дальновидность. «В Harvard Business School выиграть конкурс «учитель года» очень сложно, - говорит Нория. – Чтобы победить несколько раз, надо добиться блестящих успехов. Йонгме одна из самых любимых преподавательниц. Она получала эту награду два или три раза. Если спросить студентов, с чьей помощью они получили полезный опыт, многие назовут, в том числе, Йонгме».

Не потерять стимул

Когда пришло время проводить изменения в учебном плане, некоторые профессора посчитали, что на воплощение проекта в жизнь школе потребуется 18 месяцев. Нория не согласился, он был уверен, что достаточно и трети предложенного времени. «Я решил, что если вся работа по мероприятиям займет шесть месяцев, то следовало приступать немедленно, - говорит он. – Иначе первый год мы бы просто потирали руки и нервировали друг друга. Мы укладываемся в отведенный срок, большая часть была выполнена за последние 80% времени. Еще я опасался, что мы потеряем стимул и энергию, а люди должны чувствовать, что идут вперед».

Таким образом, изменения проявятся, скорее всего, уже этой осенью, а не в будущем году. И это не просто доработка программы. Нововведения уменьшают зависимость школы от ранее неприкосновенного метода рассмотрения кейсов, который доминировал в HBS с середины 1920 годов. Эти изменения скажутся на всех 1860 кандидатах МВА и большинстве членов профессорско-преподавательского состава Harvard.

Нитин Нория, который преподает в Harvard Business School с 1988 года, знает, когда следует настоять на своем, а когда ситуация сама придет в норму. «Классическая проблема лидерства – как поддерживать в здоровой организации тягу к экспериментам, пытливость, желание меняться, - говорит Эйсенманн. – Но Нитин умело руководит предприятием. Он знает, как все работает и кто здесь хороший специалист. Он демонстрирует прекрасный ум, развитые навыки управления людьми и интуицию».

Продолжение следует...

По материалам сайта Poets & Quants.   

Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных