Вопросы эссе. Процесс заполнения этих полей в заявке на поступление в бизнес школу вызывает у вдохновленных МВА кандидатов агонию и ужас.
Эти страшные вопросы заставляют их максимально точно выразить и описать себя. Возможно, для некоторых из вас будет утешением, что этот своеобразный тест Роршаха нацелен не только на оценку кандидатов, но и на оценку самих же школ. (Прим. перевод: Тест Роршаха - психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом. Один из тестов, применяемых для исследования личности и ее личностных нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности).
Анализ вопросов эссе некоторых бизнес школ, их контекста и подтекста даст нам больше информации о школе, чем вы можете себе представить. Рассказывая о себе последовательно и открыто, мы не задумываемся о некоторых подсознательных аспектах, которые мы выражаем. В своей статье я постарался представить непредвзято и в какой-то степени на чувственно-эмоциональном уровне то, как надо писать эссе в некоторые бизнес школы.
Первый вопрос в пакете эссе Harvard Business School звучит так: «Назовите три ваших самых важных достижения». Не думайте, что школа тем самым напрямую заявляет о себе как о бастионе высоких достижений. Это сигнал для вас, что ваши «достижения» в прошлом и будущем имеют первостепенное значение. Там ценятся люди, прошедшие или способные пройти огонь, воду и медные трубы и умеющие доводить все дела до конца. Мой любимый вопрос в application этой бизнес школы спрятан среди 4-х эссе по выбору (optional essay) объемом не более 400 слов: «Когда вы станете частью студенческого коллектива класса 2013, как вы представитесь своим новым одноклассникам?» Вот здесь вас прямо просят очень конкретно отразить свою сущность, тем самым они хотят оценить, насколько гармонично вы вольетесь в их студенческий коллектив. Ответ на этот вопрос также показывает рвение кандидата стать частью их могущественной семьи.
Со своей стороны Stanford Business School начинает свои эссе с вопросов о ценностях и стремлениях: «Что для вас является самым главным в жизни и почему?» И более прямой вопрос: «Каковы ваши карьерные стремления?» Вот, вот где надо говорить начистоту. Не то чтобы Стэнфорд полностью сосредоточен на идеалах, но тем не менее… В этой школе также дают кандидатам шанс выбрать из четырех эссе, одно из которых спрашивает об опыте работы в высококонкурентной среде, команде людей. Хочу обратить ваше внимание на то, что Стэнфорд – единственная из топовых школ, которая не оговаривает максимальное количество слов в своих эссе. Думаю, это довольно конструктивная вещь с их стороны - полагаясь на разумность аппликантов, дать им возможность писать столько, сколько они считают нужным,.
Бизнес школа Chicago’s Booth School of Business начинает свой сет эссе с вопроса о том, как на кандидата повлияло последнее место работы или место прохождения практики, насколько это опыт пересекается с его профессиональными и карьерными целями. Интересный вопрос, который обращается сразу к деталям, характеризующим мотивацию кандидата, оставляя в стороне пространные размышления. Можно ли эту школу считать более академичной, более зацикленной на бизнес-процессах и менее привязанной к развитию лидерских способностей своих студентов, их предпринимательского духа? Я вспомнил, как я подавал документы в медицинскую школу лет 30 назад. Тогда в эссе меня прямо спросили (без всяких там подтекстов, как в бизнес школах): «Зачем вы хотите пойти в медицинскую школу?» Вопрос-то неплохой, когда задумаешься. Он затрагивает и мотивацию, и приверженность цели, и обдуманность вашего выбора, и многое другое. Я в итоге стал одним из тех, кто отошел от традиционной медицинской карьеры, уйдя в сферу психологии и психиатрии, а затем продолжил свое развитие в консалтинговой компании, консультируя высшее руководство по вопросам достижения успеха, вложения инвестиций, выходов из корпоративных кризисов. И вот я спрашиваю себя: было ли тогда в моих эссе хоть какое-то зерно сомнения, что я буду заниматься не медициной в ее чистом виде, а чем-то еще? Вопросы, которые побуждают кандидатов к размышлениям, хорошо говорят, что это за школы.
Chicago Booth, как и многие другие школы, просит кандидатов поразмышлять над их прошлыми ошибками или припомнить отзыв об их работе или действиях, который их удивил. Такая рефлексия ободряет, хотя я удивляюсь, сколько кандидатов добровольно признается, что они совершили ошибку или повели себя откровенно непрофессионально с менеджерской точки зрения. А что у нас дальше в Чикаго по списку? Просьба сделать презентацию! Это единственная из топовых школ, предлагающая выразить себя подобным образом в пакете документов. Презентация максимум из 4 слайдов с вопросом: «Что бы вы хотели, чтобы ваши одноклассники о вас знали». Такое задание тестирует не только письменные способности кандидата, но и его умение передавать информацию о себе через визуальные образы. Еще раз скажу, навыки работы в PowerPoint очень важны и зачастую необходимы в чьей-то профессиональной карьере, но мои бесконечные участия в заседаниях советов директоров доказали, что личные отношения и умения правильно наладить контакт все же доминируют над умением визуализировать свои мысли.
Application бизнес школы Wharton, как и сама бизнес школа, сильно довлеет к вопросам бизнеса и профессионализма. В обязательных эссе вас спрашивают о ваших профессиональных целях, а вот одно из необязательных эссе обращается к вашему воображению (какой из курсов вы бы хотели создать в Wharton). Wharton четко сигнализирует в своих вопросах, что эта школа ценит социальную корпоративную этику, а также умение мыслить и работать с глобальной точки зрения. Несколько школ, в том числе и Wharton, обращают внимание на то, какие выводы вы сделали из ваших ошибок. Тем не менее, Wharton - это практически единственная бизнес школа, которая спрашивает о том, как «ваши личные и профессиональные связи и умение ладить с людьми помогли вам в жизни». Мне очень нравится данный вопрос, это доказывает, что успех в бизнесе и в реальной жизни иногда сводится к успешным человеческим взаимоотношениям. Не удивляет, что Wharton выпускает такое огромное количество успешных людей.
Бизнес школа Tuck спрашивает прямо, почему для вас она является самой лучшей МВА-программой. Здесь четко дают понять, что не хотят, чтобы их школа рассматривалась как запасной вариант. Еще один посыл, указывающий на заинтересованность Tuck в разнообразии студенческого состава, что связано с некоторой географической изоляцией школы, звучит следующим образом: «Tuck ищет людей, которые бы внесли разнообразие в нашу общину». Один из вопросов эссе в эту школу начинается с определения, что для Tuck означает понятие лидерства - «вдохновлять других на борьбу и достижение великих целей». Очень сложно представить преподавательский состав, который бы имел единое видение, что такое лидерство. Но там это есть. Это ведь не самое плохое определение данного понятия, и в application приемная комиссия будет искать то, что доказывало бы, что вы согласны с этим определением и сами бы хотели быть таким лидером. По моему мнению, далеко не все студенты МВА-программ рождены для лидерства, ведь по жизни нам нужны больше те, кто следует за нами, а не те, кто ведет.
Columbia, как и Wharton, в большей степени концентрируется на человеке, спрашивая о его целях, и здесь школа ставит один из моих самых любимых вопросов, который я часто использую в работе: «Цель этого эссе - почувствовать, кто вы есть на самом деле, а не то, чего вы достигли на сегодняшний день в профессиональном плане». И честно скажу, меня всегда бесит, когда кандидат на какую-нибудь позицию, которого я интервьюирую, после того, как ему задают подобный вопрос, начинает говорить, что «он всегда был человеком из маркетинга, прям с того момента, как он закончил МВА и начал свою карьеру в GE (или где то еще)». Правда, что ли? Складывается мнение, что жизнь у такого кандидата началась только после бизнес школы. Занимаясь рекрутингом, я стараюсь почувствовать в кандидатах их человечность, то, как они общаются, как справляются со сложностями, неопределенностью. Ведь их уверенность в себе основывается не только на умении хорошо делать свою работу или на великолепной профессиональной истории. В конце концов, все это можно увидеть в резюме.
При поступлении в MIT помните, что краткость - сестра таланта. Вам предлагается ответить на три коротких вопроса по 500 слов каждый. Но эти вопросы в пакете эссе раскрывают то, что я называю ключевыми ценностями школы: способность мыслить и действовать нестандартно; важность наставничества; умение брать ответственность за каждый шаг при достижении цели. В калифорнийской бизнес школе Haas при университете Беркли (University of California Berkeley’s Haas School of Business) пакет эссе начинается со следующего вопроса: «Что вас больше всего вдохновляет?» Отличное начало. Вдохновение, страсть – основная составляющая успеха в бизнесе, как, впрочем, и любом другом деле. И мне нравится, что они ставят этот вопрос на первое место. В Haas также обращают внимание на инновации и креативность кандидата.
Ну, и закончу я свой анализ бизнес школой NYU Stern (здесь стоит упомянуть, что я профессор психиатрии в Медицинской школе при этом университете). Что меня больше всего поразило в их достаточно обычном наборе вопросов эссе, так это то, что в первых двух вопросах – о профессиональных стремлениях и о так называемом «Stern Experience» - не только оговаривают, сколько слов должно быть в каждом (750 и 500), но и просят использовать двойной интервал и 12-ый размер шрифта. Ребята явно помешаны на контроле. А потом начинается самое интересное, соберитесь с духом: третье и последнее эссе называется «Личное выражение» («Personal Expression»). Кандидатов просят «описать себя своим МВА-одноклассникам», используя любые методы. Я особенно люблю последнюю строчку: «Не стесняйтесь подойти к ответу творчески». Ну, вообще, спасибо, что разрешили.
Автор: Керри Дж. Салкович (Kerry-J-Sulkowicz).
По материалам сайта poetsandquants.com.