Они хотят получить диплом MBA, чтобы изменить мир, но попутно заставляют бизнес школы измениться для того, чтобы те удовлетворяли их требованиям.
Сара Хохман (Sara Hochman) всегда интересовалась вопросами охраны окружающей среды, так что вовсе не удивительно, что после окончания колледжа она работала консультантом по вопросам охраны природы. Но спустя несколько лет она устала от работы с клиентами, которых мало интересовали вопросы экологического производства, да и узнавать что-то об этом они не хотели. «Им просто было не интересно», - говорит она. Частью проблемы Хохман считала свою неспособность понятно донести до людей важность экологии для бизнеса. «Мне нужно было подтянуть свои деловые навыки», - рассказывает она. И тогда Хохман решила поступить в бизнес школу Chicago Booth School of Business. В данный момент она уже учится в этой школе и принимает активное участие в бизнес-проектах, связанных с экологией. Например, она является сопредседателем в Energy Club, а также изучает новый предмет, посвященный возобновляемым источникам энергии, который был включен в программу по требованию Хохман и других студентов.
Как представитель Поколения Y, Хохман является частью грядущего цунами, который скоро обрушится на бизнес школы по всему миру, а изменения, которые удалось ей провести в Chicago, являются лишь началом глобальной перестройки. С момента своего первого появления в качестве рабочей силы в 2002 году поколение нового тысячетелия (или так называемые "миллениалы", от англ. millenials) в равной степени восхвалялось и порицалось за их технические ноу-хау, идеализм, нереальные карьерные планы и тесную связь с опекающими их родителями. Начав наступление в прошлом году, "миллениалы" наводнят бизнес школы в последующие годы, так как основная часть представителей этого поколения достигает подходящего для поступления в бизнес школу возраста - 26-28 лет. Когда это случится, бизнес школы никогда не будут прежними снова.
На лучших программах MBA страны, включая те, что вошли в 11-й рейтинг BusinessWeek (30 лучших бизнес школ), изменения уже начались, причем начались они с номера один в рейтинге - с Chicago Booth School of Business. Там Хохман обнаружила недостаток опций, специально подготовленных для студентов, включая руководящий пост для отделения бизнес школы в Net impact, некоммерческой организации, занимающейся разработкой бизнес-стратегий. Stanford (6-е место в рейтинге) и Yale (24-е место) уже изменили учебный план, позволяя студентам самим выбирать загруженность согласно их карьерным планам. Бизнес школа Chicago недавно также объявила о подобной возможности для своих студентов. Многие школы, в том числе Cornell (11-е место) и Notre Dame (20-е место), включили в свой учебный план различные предметы по выбору, кейсы и даже целые программы, посвященные экологической безопасности.
Круче, чем послевоенное поколение
В Harvard Business School (2-е место рейтинга) профессора экспериментируют с виртуальными мирами. Карьерный центр Kellogg School of Management (3-е место) с помощью последних достижений технологии быстрее связывается со студентами. В Tuck School of Business at Dartmouth (12-е место) небольшая численность классов позволяет получить более индивидуальный опыт. Кэм Марстон (Cam Marston), эксперт по отношениям поколений, считает, что представители нового поколения, прежде всего, в бизнес школах будут искать соответствие условий и возможностей собственному стилю жизни и запросам, а те школы, которые их не устроят, даже не будут рассматриваться. Он также полагает, что эти люди заставят бизнес школы поработать.
Кто же такие эти "миллениалы"? Это 78 миллионов человек, рожденных между 1980 и 2000 годами. Это поколение, которое превзошло своей численностью детей, рожденных после войны. Они живо интересуются политикой и принимают участие в политической жизни мира. Обобщения же на их счет следует делать, как и все обобщения, с осторожностью. Но в целом, они любят внимание к своей личности и привыкли получать информацию так, как они этого хотят и когда. Они обладают сильной волей, энтузиазма им не занимать так же, как оптимизма и желания работать. И подобно уже знакомой нам Хохман из Chicago, они весьма серьезно относятся к проблемам всего мира. «У этого поколения огромный потенциал, они вполне могут изменить мир», - говорит Марси Армстронг (Marci Armstrong), помощник декана Cox School of Business (18-е место рейтинга).
И откладывать это в долгий ящик они явно не намерены. Данное поколение проявляет интерес к бизнес школам буквально с малых лет. Большинство бизнес школ предпочитают принимать на обучение людей в возрасте от 26 до 28 лет, так как у них уже вполне достаточно опыта работы, чтобы принимать участие в обсуждениях в классе. Но в прошлом году 38% аппликантов, сдающих тест GMAT, были моложе 25 лет. В 2004 таковых было только 30%. Некоторые программы не справлялись с потоком желающих. В прошлом году программа SMU Cox, на которую обычно не принимают больше пяти студентов моложе 25 лет, заинтересовала 300 человек из этой возрастной группы, что составило почти 40% всех, кто подал заявления. Приняли всего четверых. Для бизнес школ очень сложно принимать такие решения, так как они знают, что "миллениалы" не привыкли слышать слово "нет". «Либо мы принимаем их в свои ряды сейчас, либо они больше никогда к нам не придут», - говорит Армстронг.
Продолжение следует...
По материалам сайта www.businessweek.com.