Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Новый критерий приема на программы MBA

Новый критерий приема на программы MBA

Будущим студентам MBA никогда не рано задуматься о работе после окончания обучения. Учитывая, что рекрутеры становятся все избирательнее, приемные комиссии бизнес школ с более пристальным вниманием рассматривают, насколько успешно кандидаты смогут использовать свое образование для работы после выпуска. Это значит, что помимо прочего они тщательно отбирают аппликантов, у которых есть разработанный реалистичный план по развитию карьеры вместе с безупречными навыками прохождения собеседования и резюме, сражающим наповал. Хотя представители приемных комиссий всегда ценили эти качества, они требуются сейчас в большей степени, поскольку рынок труда становится напряженнее.

Прием в первую очередь трудоспособных студентов в некоторых случаях означает отказ от некоторых традиционных вступительных показателей, таких как баллы и оценки, и учет профессиональной подготовки, а именно коммуникативных навыков, подтвержденной профессиональной работоспособности и продвижений по карьерной лестнице. «Это то, что мы все время слышим от работодателей», - сообщает Джеймс Клэйтон (James Clayton), директор центра по управлению карьерой выпускников бизнес школы W. P. Carey School of Business при Arizona State University, где он на постоянной основе консультирует специалистов приемной комиссии. За последние несколько лет многие программы MBA установили партнерство между сотрудниками приемных комиссий и персоналом центров по развитию карьеры, приглашая местных экспертов по развитию карьеры присутствовать на собеседованиях и оценивать аппликантов.

Но совместная работа приемных комиссий и центров по развитию карьеры не всегда проходит в гармонии. Джефф Макниш (Jeff McNish), директор приемной комиссии программы Full-Time MBA бизнес школы Broad Graduate School of Management при Michigan State University, сообщает, что школа часто сталкивается с проблемой выбора между стандартным отбором приемной комиссии (студенты с академическими достижениями, таким как высокие и впечатляющие баллы по экзамену GPA или GMAT) и предпочтениями экспертов по развитию карьеры (студенты с длинным списком продвижений по службе и опытом работы). «У нас столько же кандидатов с высокими баллами по GMAT, которым предстоит трудное время поиска работы, сколько и кандидатов с низкими баллами по GMAT, на которых компании остановили бы свой выбор при приеме на работу, поэтому все примерно уравновешено», - заявляет Макниш.

Профессиональная подготовка

На многих программах, рассказывает он, кажется, что весы перевешивают в сторону профессиональной подготовки. Повышенное внимание к трудоустройству может означать затруднения для кандидатов, которые в эссе не указали четкие планы по развитию карьеры. Те, кто собирается изменить направление деятельности, не имея никакого опыта в том, о чем они мечтают в качестве новой профессии, также могут быть в проигрыше. Такое же положение у молодых студентов, поскольку некоторые школы поднимают критерий средней продолжительности опыта работы, рассказывает Рэнделл Сойер (Randall Sawyer), директор приемной комиссии школы Johnson Graduate School of Management при Cornell University.

Многие студенты при написании эссе или при подаче резюме на рассмотрение не предполагают, что их будут оценивать сотрудники центра по развитию карьеры, хотя существует много причин для того, чтобы школы проводили такую практику. Школы «пытаются сбалансировать группы и поддержать свои рейтинги», - считает Стэйси Блэкмен (Stacy Blackman), консультант по вопросам поступления на MBA и президент компании Stacy Blackman Consulting. Такие факторы, как устройство на работу и начальный оклад, все в большей степени оцениваются в рейтингах программ MBA, за исключением рейтинга BusinessWeek. «Возможность устроиться на работу всегда была темой для размышления, - считает Блэкмен. - Но в последнее время этот вопрос определенно стал актуальнее».

По мнению Джона Родера (John Roeder), директора приемной комиссии школы Owen Graduate School of Management при Vanderbilt University, прием кандидатов, которые, вероятнее всего, найдут работу, является «на самом деле вопросом удовлетворения запросов потребителей». «Самое худшее, что мы могли бы сделать, - заявляет Родер в майском интервью, - это принять студента, которого, как мы ясно осознаем, мы не сможем устроить на работу его мечты». Чтобы избежать этого, говорит он, школа включила своего директора службы по развитию карьеры в приемную комиссию полтора года назад (приемная комиссия сотрудничает со службой по развитию карьеры около четырех лет). Участие службы по развитию карьеры, считает он, помогает ему выявить качества, которые ожидают увидеть специалисты по набору персонала компаний, при этом создается более конкурентоспособный состав студентов уже за последние два года.

Аналогично в бизнес школе Michigan State's Broad School директор службы по развитию карьеры является членом приемной комиссии. Как и во многих других школах, члены приемной комиссии и директора служб по развитию карьеры имеют равные права и подчиняются одному человеку. Макниш считает, что такое партнерство усилится, и, возможно, достигнет уровня бизнес школы Smith School of Business при University of Maryland, где директора служб по развитию карьеры принимают участие в каждом пункте процесса приема студентов. «Скорость, с которой это произойдет, зависит от экономической ситуации», - считает Макниш.

Важная обратная связь

Многие директора приемных комиссий заявляют, что они придают не больше значения, чем раньше, возможности устроиться на работу в результате финансового кризиса и сокращения рабочих мест. Многие впервые начали сотрудничать с отделами служб по развитию карьеры около пяти лет назад, примерно в то же время Совет Graduate Management Admission Council, который является администратором теста GMAT для поступления на программы MBA, провел конференцию на тему важности совместной работы служб. «Тесные рабочие взаимоотношения особенно важны в наши дни, - заявляет Сюзан Мотз (Susan Motz), вице-президент GMAC. - Но я считаю, что это также важно в любой экономической ситуации».

Сторонники отмечают, что без такого взаимодействия сотрудники приемной комиссии не смогли бы получить обратную связь о том, что требуется людям, чтобы преуспеть в поиске работы. Отсутствие взаимопонимания могло бы привести к перекладыванию вины после выпуска, когда приемные комиссии обвиняли бы службы по развитию карьеры в том, что студенты не преуспели в поиске работы, а службы по развитию карьеры обвиняли бы приемные комиссии в том, что они зачислили студентов, которые не приспособлены к рынку труда. Польза от вспомогательной обратной связи агентов по набору персонала и экспертов по развитию карьеры, оценивающих резюме, огромна, считает Родер из школы Vanderbilt. Проводить прием студентов без них? «Немыслимо», -считает он.

Данная практика имеет своих противников. Рич Леймсидер (Rich Leimsider), директор центра бизнес образования при институте Aspen Institute, считает, что практика слишком сильного фокусирования на зарплатах и трудоустройстве является частью более общей тенденции бизнес школ, которые в большей степени сконцентрированы на краткосрочных результатах, чем на обширных целях. «Про медицинскую школу никто не скажет, что главное желание ее выпускников - зарабатывать больше всех денег, - считает Леймсидер. - Я надеюсь, когда-нибудь так будет в бизнес школах».

С точки зрения соискателей, проверка со стороны служб по развитию карьеры может показаться дополнительным уровнем сложности, но это также является и дополнительной возможностью. Блэкмен сообщает: «Ваше резюме, собеседование, рекомендации – все может работать на вас». По ее словам, в резюме соискатели могут добавить информацию, которую они, возможно, не включили в учебную заявку на поступление, например, специфическую для конкретной профессиональной области компьютерную программу. «В другой экономической ситуации я бы не остановилась на этом», - говорит она, но когда средства на обучение сокращены, целесообразно показать, что вы будете готовы с ходу приступить к работе. Отношение к собеседованию должно быть таким же, как к собеседованию при приеме на работу, начиная от настроя, заканчивая костюмом. А рекомендации должны «повысить ваш статус как человека, способного устроиться на работу», считает она.

Убедительные карьерные планы

Эссе - это еще одна область, где аппликанты могут продемонстрировать свою готовность построить карьеру. Убедительные карьерные планы помогают выяснить, каким образом студенты воспользуются школьными ресурсами по развитию карьеры и связей. «На каждого претендента, которому мы делаем предложение, существует еще восемь, или девять или десять других претендентов, которые его не получают, - заявляет Питер Джонсон (Peter Johnson), директор приемной комиссии программы Full-Time MBA в бизнес школе UC Berkeley's Haas School of Business. - Таким образом, мы хотим найти человека, который наилучшим образом воспользовался бы всем тем, что он получит, обучаясь на программе MBA». Джонсон и его команда подбирают кандидатов с четким представлением об их будущем и ясным видением того, как школа Haas поможет им в этом. Джонсон добавляет: «Если кто-то собирается воспользоваться бизнес школой, чтобы раскрыть себя, то это не лучшее время использовать ее ресурсы таким образом».

Однако важно не переборщить с демонстрацией своих возможностей устроиться на работу. Сара Неер, директор приемной комиссии бизнес школы Darden School of Business при University of Virginia, говорит, что внимательно изучает планы кандидатов, которые собираются работать в расширяющихся отраслях, таких как здравоохранение, но она добавляет, что очевидно, когда студенты действительно преданы делу, а когда пытаются просто быть на волне. «Мы можем вычислить подходящих из всех остальных», - говорит она. Если претендент имеет серьезные намерения работать в здравоохранении, у него есть убедительные причины такого выбора, и, возможно, опыт волонтерской работы подтвердит их. «Если доводы не убедят меня, вряд ли они смогут убедить агента по набору персонала», - считает Неер.

Кандидатам программ MBA полезно знать, что большинство школ опирается на советы и рекомендации служб по развитию карьеры. Сегодня только некоторые приемные комиссии действуют в одиночку. «Позвольте мне объяснить, - уточняет Мотз из Совета GMAC, – я думаю, что нет ни одной школы, которая бы не признавала сотрудничество приемной комиссии и службы по развитию карьеры». Сегодня представление, распространенное в те времена, когда решения о зачислении принимались только приемной комиссией, независимо от возможностей студента устроиться на работу после выпуска, маловероятно. «Я считаю, нет никаких сомнений, - заявляет Мотз, - что так будет всегда».

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги