Электронные письма с просьбами, займы через Интернет и новые благотворительные сайты дополняют традиционные способы финансирования образования.
После получения подтверждения о зачислении в New York University прошлой осенью Макс Стивенсон (Max Stephenson) занялся поиском кредита. Живущий на тот момент в сельском местечке Тьюксбери (Tewksbury), восемнадцатилетний Стивенсон не имел больших сбережений, и его родители не могли позволить себе оплатить дорогостоящее обучение в NYU, которое обходится в сумму порядка $50 000 в год, если считать проживание и питание.
Стивенсоны обращались в несколько частных кредитных учреждений, поскольку государственной помощи оказалось недостаточно. Но как и многие нуждающиеся американцы, они не смогли занять достаточно крупную сумму денег: кредиты были либо недоступны, либо по ним начислялись очень большие проценты. К концу первого года обучения Стивенсону все еще не хватало $25 000.
Без лишнего волнения он выработал следующий план: попросить 10 000 незнакомцев пожертвовать ему по $2,5-3,5 или столько, сколько они могут себе позволить. В благодарность он обещал выслать им кусочек своей шляпы или мантии выпускника. Просьба Стивенсона о помощи обошла весь земной шар (а начал он с того, что в середине августа послал по электронной почте письма 250 своим знакомым). Пожертвования поступали из США, Нигерии, Испании и многих других стран. На начало месяца ему удалось собрать $11 000, этого было более чем достаточно для оплаты обучения за первый семестр.
Cильнейший спад
Такую ситуацию было сложно себе представить несколько лет назад, но не сегодня. Крединые организации стараются справиться с паникой на финансовом рынке и с последствиями ипотечнго кризиса, в данных условиях в сфере образовательных кредитов предпринимаются все меры предосторожности. Сегодня таких студентов немного, но их количество растет, смелые и решительные, эти несколько человек, такие как Стивенсон, вынуждены использовать творческий подход к финансированию своего образования.
В последние годы традиционно работающие в этой области организации значительно снизили объемы финансирования в рамках образовательных кредитных программ. По данным сайта FinAid.org, 168 из них прекратили или приостановили участие в федеральной образовательной кредитной программе (FFELP), в рамках которой предоставляются популярные кредиты Stafford и PLUS. Тридцать восемь организаций приостановили выдачу частных образовательных ссуд.
Владелец ресурса FinAid Марк Кантровиц (Mark Kantrowitz), который внимательно следит за развитием отрасли в течение последних двадцати лет, говорит, что рынок образовательных кредитов испытывает сильнейших спад. “За последние годы мы видели, как один или, может, два банка выходили из программы FFELP, - говорит он. - Сейчас ситуация намного хуже”.
Творческий подход
В поисках финансирования некоторые студенты обращаются к электронным пиринговым системам, таким как GreenNote или Fynanz, специализирующимся исключительно в области образовательных кредитов. Создав профиль на таком сайте, они могут привлекать разнообразных кредиторов, включая членов семьи, друзей и совершенно не знакомых людей. Однако, по словам Кантровица, возможности таких сетей ограничены. “Сейчас это капля в море, - говорит он. - Но идея действительно очень интересна, и кто знает, что с ними станет через десять лет”.
В этом духе братья Мэтт и Майк Копко (Matt and Mike Kopko) недавно создали сайт GradeFund, где нуждающиеся в помощи студенты могут склонять кого угодно – друзей, родственников, учителей, незнакомцев – к “оказанию спонсорской поддержки”. Чем выше рейтинг студента, тем больше денег он может получить.
Мэтт Копко объясняет, что новый ресурс похож на те сайты, которые открывает, скажем, человек, который бежит марафон и собирает деньги на благотворительность: “Люди делают благотворительные взносы, и каждый выигрывает”.
В отличие от сайтов GreenNote и Fynanz, средства на GradeFund предоставляются на безвозмездной основе, а не в качестве кредитов, что делает этот сайт особенно привлекательным для ограниченных в наличности студентов. На начало месяца на нем было зарегистрировано 6000 пользователей, 20% из которых, по данным Копко, являются спонсорами. По мере исчезновения доступных кредитов можно прогонозировать существенный рост их числа.
Майкл Бек (Michael Beck), первокурсник University of Michigan, который одним из первых зарегистрировался на сайте, говорит, что изначально был настроен скептически. В конце концов, игнорируя эту систему и организовав нечто подобное среди своих друзей и родственников, можно избежать 5%-ной комиссии. Однако, по словам Майкла Бека, такие сайты, как GradeFund, делают процесс более формальным.
Не панацея
Конечно, творческий подход к финансированию может оказаться неудачным. В начале этого года Брендан Бейкер (Brendan Baker) выдвинул “забавный” план собрать $90 000 для обучения в Said Business School. С помощью своего сайта 3bucksforbrendan.com он рассчитывал получить по $3 от 30 000 незнакомцев.
Несмотря на свою уверенность, Брендан смог собрать лишь $11 000 - 12% от необходимой суммы - и вынужден был отказаться от обучения в Оксфорде в этом году. “Я был потрясен оказанной мне поддержкой”, - написал он на своем сайте в сентябре, прежде чем передать деньги двум некоммерческим организациям - Инженеры без границ (Engineers Without Borders) и Врачи без границ (Medecins Sans Frontieres). В своем блоге он таже пишет, что все же планирует учиться в Оксфорде.
Чтобы избежать такой судьбы и покрыть минимальные расходы, в случае если его электронные письма останутся без ответа, Макс Стивенсон зарегистрировался на GradeFund, где сразу же стал одним из ведущих участников. Кроме того, он планирует устроиться летом на работу, чтобы получать и более традиционный доход.
“А если и этого не хватит, - смеется он, - придется придумать что-нибудь более творческое”.
По материалам сайта www.businessweek.com.