Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Неделя ужасов HBS

Неделя ужасов HBS

Студенты Harvard Business School перебегают через мост, отделяющий их кампус от остальной части университета. Стильные мужские галстуки развеваются на ветру, девушки все обуты в туфли без каблука и несут туфли на шпильках в руках – они очень торопятся на встречу с рекрутерами. 

Адская неделя - или рекрутинговая неделя, как формально более известны последние дни октября, - началась и закончилась. Но многие студенты бизнес школ все ещё находятся в поисках работы в это неспокойное время. Некоторые из них провели эту ужасную неделю в бесконечных интервью и деловых ужинах. Другие получили приглашение лишь на несколько, половина из которых отменилось, так как компании в этом году решили не набирать новых сотрудников. К концу недели студенты совсем выдохлись. Как сказал один из них: «Я немного чувствую себя боксерской грушей».

Это удар прежде всего для будущих обладателей дипломов MBA, которые обычно были самыми востребованными выпускниками в мире. Многие студенты HBS, которые пришли в школу, имея за плечами три-четыре года опыта работы, росли профессионально в условиях процветающей экономики. Некоторые из них полагали, что хорошие времена будут всегда, и оказались неспособны оценить риск, связанный с их карьерой, скажем, в инвестиционно-банковском деле. И хотя большая часть студентов всё ещё уверена, что по окончании обучения они без проблем получат предложение о работе, многие пока не торопятся со своими большими ожиданиями.

Студенты могут рассказать страшные истории об адской неделе. Одна студентка с кукольным личиком, которая проходила собеседование на должность помощника в небольшой фирме, занимающейся управлением частным капиталом, узнала, что все помощники, которых фирма недавно наняла, были старшими партнерами в недавно разорившейся компании с Уолл Стрит. Студенты, которые искали информацию о компаниях, в которых им предстояло проходить собеседование, за несколько минут до интервью узнавали о головокружительном падении курса акций или о масштабных сокращениях. Один студент рассказывал, что на интервью узнал о том, что его рекрутера самого сократили. Яркие, решительные студенты узнали, что такое вежливый решительный отказ в формулировке «В любое другое время мы бы обязательно приняли вас на работу, но…»

Безусловно, финансовый кризис сыграл на руку работодателям новоявленных обладателей степени MBA. Многие студенты, чью учебу оплачивает работодатель, испытывают чувство огромного облегчения, им не нужно искать работу. Другие студенты рассматривают варианты работы на Востоке и в Азии, а также в других странах.

В то время как некоторые студенты стараются заполучить любую должность, на которую открыта вакансия, другие готовят себя к тому, что казалось просто немыслимым при поступлении в школу. Келли Хата (Kellie Hata), которая имеет опыт работы в управлении инвестициями, говорит: «Я полностью готова к безработице. Если я не получу работу к концу учебы, то, возможно, тогда пойду учиться дальше и получать сертификат CFA [Chartered Financial Analyst certification], так что буду во всеоружии, когда ситуация улучшится».

Осознание студентами ненадежной ситуации, сложившейся вокруг вопросов карьеры, сближает пропасть между Уолл Стрит и Мейн Стрит. Некоторые уже чувствуют себя не хозяевами Вселенной, а скорее жертвами колеса деловой фортуны, но они стараются сохранять оптимизм. Ланс Толер (Lance Toler), который вернется в небольшую фирму, занимающуюся частными инвестициями, на которую он работал летом, говорит: «Каждый день я все больше и больше осознаю свое счастье». Когда все было ещё более зыбко, его успокоил один из профессоров: «Ты очень хорошая кандидатура для найма. Тебе никогда не придется голодать».

Некоторые из студентов стараются использовать кризис в своих интересах. Нейл Вэйгл (Neil Wagle), студент совместной программы M.B.A./M.D., говорит: «После работы этим летом в хеджевом фонде в Нью-Йорке я решил согласиться с понижением зарплаты на 80% и стать врачом-стажером. В основном из-за того, что всю жизнь я хотел быть врачом. Меня не волнует то, что происходит на рынке». Некоторые считают, что работа на правительство безопаснее работы в деловом мире. Они готовы работать в общественном секторе.

Другие подались в некоммерческие организации. Благодаря одной программе бизнес школы выпускники могут претендовать на должность менеджера на срок в один год в таких организациях, как Teach for America, Lincoln Center и Gates Foundation. Тринадцать процентов класса 2009 года воспользовалось этой возможностью, что ознаменовало 39%-ное увеличение интереса по сравнению с прошлым годом.

И несмотря на то что кризис может создать непреодолимые препятствия для предприятий, нуждающихся в финансовой поддержке на первом этапе своей жизнедеятельности, определенное число студентов HBS планируют открыть собственное дело. Эллисон Флоам (Allison Floam), в прошлом специалист по банковским инвестициям и нынешний со-президент Entrepreneurship Club, говорит, что сейчас внимание к её организации возросло. Она сама собирается открыть собственное предприятие и объясняет, что «текущий финансовый кризис сделал решение открыть собственное дело менее рискованным, так как речь больше не идет о заманчивых бонусах».

Пред лицом непростых времен с периода Великой Депрессии, когда уровень безработицы достиг показателя 6,5%, многие студенты придерживаются интроспективной точки зрения на свою карьеру. «Я думаю, что финансовая дезинтеграция побуждает студентов изобрести MBA заново и переквалифицироваться для действительно востребованных профессий», - считает студент второго года обучения Стефан Чан (Stephen Chan), который хочет работать в области образования или на государственной службе. Но по мнению других, таких как студент Макс Андерсен (Max Anderson), «индивидуальный поиск работы сейчас просто роскошь, которую могут позволить себе лишь те, у кого уже есть работа».

HBS открыла двери для первых 59 студентов в 1908 году на волне Паники 1907. Так же, как и экономический спад прошлых лет, нынешний кризис станет весьма поучительным, о нем не забудут несколько десятилетий. Профессора уже включают обсуждение проблем кризисного времени в учебный процесс. Хотя сейчас студентов больше волнует вопрос занятости. Возможно, просто не пришло ещё время анализировать причины нынешней экономической ситуации - нам всем однажды приходится икать место приложения полученных знаний после окончания учебных заведений.

По материалам статьи Эланы Берковитц (Elana Berkowitz), студентки Harvard Business School и Kennedy School of Government.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги