Несмотря на негативные отзывы со стороны прессы, многие студенты MBA остаются положительной силой.
Есть что-то такое в студентах программ MBA и в самих бизнес школах, что заставляет трястись от гнева ранее невозмутимых и сдержанных людей. Ещё до того, как все они оказались под прицелом из-за экономического кризиса, студенты и преподаватели уже стали объектом пристального внимания и осуждения со стороны импровизированных судей.
Пять лет назад Генри Минцберг (Henry Mintzberg), профессор бизнеса в канадском McGill University, возглавил сторону обвинения, утверждая, что такие ведущие школы, как Harvard Business School (HBS), стали просто одержимы цифрами и начали недооценивать значение управления, пытаясь превратить его в науку. Несколько позже к нему присоединился Филип Делвз Бротон (Philip Delves Broughton), выпускник HBS 2006, и незамедлительно выпустил книгу под названием “What They Teach You at Harvard Business School” (Чему вас учат в Harvard Business School), порочащий отзыв о времени, что он потратил на обучение в этой бизнес школе. Из-за своей резкой критики Делвз Бротон стал врагом номер один для людей, имеющих причастность к бизнес образованию, но ему удалось ввести моду обвинять именно бизнес школы и их выпускников во всех экономических невзгодах.
Безусловно, это не спасло тех нескольких главных директоров, которых считают отцами кризиса, включая Ричарда Фалда (Richard Fuld) из Lehman Brothers, Энди Хорнби (Andy Hornby) из HBOS и Рика Вагонера (Rick Wagoner) из General Motors, каждый из которых может похвастаться дипломом MBA от ведущих мировых бизнес школ. Но все ли в этом мире такие злодеи, какими они представляются Делвзу Бротону? Нельзя считать случайным совпадением тот факт, что все люди, кого он иронично называет “Masters of Disasters” (Магистры Катастроф), являются выпускниками 1970-х годов. Скорее всего, моральный настрой нового поколения магистров бизнеса, подкрепленный решимостью школ преподавать этику, поможет им и нам избежать похожих ошибок.
И, возможно, хорошим парням из бизнес школ, а такие ещё существуют, поверьте, стоит заявить о себе погромче. Вот, к примеру, Джейсон Чуей (Jason Chuei), молодой ветеринарный хирург из Великобритании, сейчас получающий образование в австралийской Melbourne Business School. После многочисленных путешествий по странам третьего мира, во время которых он убедился, что животные там содержатся в ужасных условиях, отказался от потенциально высокооплачиваемой должности в корпоративном мире и начал работать в некоммерческом секторе. Он мечтает организовать всемирную благотворительную ветеринарную сеть, поэтому считает, что диплом MBA ему необходим, так как он сможет приобрести необходимые управленческие навыки для ведения дел, а также обзавестись полезными для воплощения его мечты деловыми связями во время учебы в бизнес школе.
Стефан Торнхилл (Stephen Thornhill), студент MBA из английской Warwick Business School, сотрудничает с неправительственной организацией в аграрной части Малави по разработке программы, которая поможет остановить передачу ВИЧ от матерей детям. Ему уже удалось собрать $250,000 для финансирования проекта. В это же время студенты MBA из испанской ESADE работают в проектах по общественному развитию в таких областях, как переработка отходов, реабилитация людей с ограниченными возможностями, сохранение водных ресурсов и возобновляемые источники энергии.
Согласитесь, что истории этих студентов не вписываются в шаблоны, предложенные обвинителями. И таких примеров ещё очень много. Вот, например, группа студентов техасского Baylor University занята на волонтерской работе. Пока Джефф Скиллинг (Jeff Skilling), в прошлом CEO компании Enron и выпускник Harvard MBA, отбывает 24-летнее заключение в федеральной тюрьме по обвинению в мошенничестве, нынешний класс Baylor получил награду за работу с заключенными по программе Prison Entrepreneurship, созданной в 2004 году по инициативе Кэтрин Рор (Catherine Rohr), в прошлом инвестора с Уолл Стрит и выпускницы программы MBA в Haas School при University of California Berkeley.
Даже в пресловутом Harvard можно найти свидетельства возникновения нового мировоззрения. Студенты второго курса этой бизнес школы разработали клятву, которая обязывает соблюдать нормы этики и морали во время ведения бизнеса. Данную клятву они предложили подписать своим одногруппникам. Некоторые на кампусе не согласились, так как они считают эту клятву пустым набором высокопарных слов, но половина из 900 выпускников поставили свои подписи, к ним присоединились выпускники других школ. (Циники могут поинтересоваться, что собирается натворить вторая половина сразу после выпуска, что не позволяет им уже сейчас обещать быть паиньками? Представьте, что было бы, если бы только половина докторов Harvard Medical School согласились дать Клятву Гиппократа?)
Принимая во внимание тот факт, что средний возраст студента программы MBA составляет 27 лет, не слишком ли поздно читать им мораль на курсе? Этого мнения придерживаются в Berkeley's Haas School. Питер Джонсон (Peter Johnson), глава приемной комиссии бизнес школы, считает, что нужно искать абитуриентов, которые отличаются не только умом, образованием и амбициями, но и верны этическим и моральным принципам. “Мы стараемся отсеивать тех претендентов, которые заинтересованы только в работе в корпоративном мире и в количестве денег, которые они смогут получать по окончании нашего учебного заведения, – говорит он. - Безусловно, мы все хотим научиться делать деньги, но следует знать, как это делать со всей ответственностью”. Отсев происходит и на рынке труда. В этом году больше 70 студентов Haas участвуют в проектах по развитию экономики развивающихся стран, другие участвуют в консалтинговых проектах для некоммерческих организаций. Это часть совместной программы школы и консалтинговой компании McKinsey & Co.
И хотя школам удалось достаточно быстро среагировать на обрушившуюся на них критику, их продолжают упрекать также в том, что они избрали несколько чудаковатую манеру поведения в данной ситуации. Чтобы убедить мировое сообщество в том, что приверженность этике и рациональному бизнесу не является просто пиар-акцией, а имеет четкие общественные и коммерческие причины, им придется приложить немало усилий. Но только так они смогут одержать победу над своими критиками. Возможно, в один прекрасный день их сердца оттают.
По материалам сайта www.economist.com.