Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Наверстать упущенное

Наверстать упущенное

В Германии располагаются ряд ведущих компаний и университетов, но в плане бизнес образования местные институты отстают от многих европейских и американских.

На протяжении многих лет образовательные учреждения и корпорации не признавали MBA и упорно оставались верными традиционной квалификации Diplom-Kaufmann. Старые курсы уделяли первостепенное внимание теории бизнеса и анализу. Обучение длилось пять лет, опыта работы не требовалось.

В свою очередь программы MBA, фокусирующиеся на практическом опыте, повергли немецких выпускников в ступор. Многие не понимали, зачем человек, которому уже хорошо за 20, имеющий как минимум трехлетний опыт работы, вернется на студенческую скамью. Поэтому немецкие бизнес школы не занимали высоких позиций в международных рейтингах.

Проблема признания

"Дело не в том, что в Германии плохие управленцы. Мы просто упустили свое время", – считает ректор Frankfurt School of Finance and Management Удо Штеффенс (Udo Steffens).

Проводимый Европейским союзом Болонский процесс (в рамках которого планируется к 2010 году привести к единому образцу разрозненную европейскую систему высшего образования) в 1999 году, наконец, затронул Германию, где была введена система трех-, четырехлетнего обучения на бакалавра c возможным последующим обучением на магистра в течение одного или двух лет.

Многие немецкие вузы приняли решение об открытии MBA-программ перед лицом перспективы возвращения нового поколения выпускников в стены университетов после нескольких лет работы в сфере бизнеса.

В настоящее время около 1,5 тысяч студентов ежегодно заканчивают немецкие MBA-программы (их 270), но можно по пальцам пересчитать бизнес школы, которые могут рассчитывать на высокие места в рейтингах.

Немецкие вузы не попадают в рейтинги отчасти потому, что их программы достаточно молоды (программы должны действовать четыре года, чтобы попасть в рейтинг Financial Times) и рассчитаны на небольшое количество обучающихся (для попадания в рейтинг FT программ Full-Time MBA минимальное необходимое число учащихся – 30 человек).

Бизнес школы Германии отчасти преуспели в наборе кандидатов, но национальная статистика Graduate Management Admission Test свидетельствует о недостатке интереса со стороны немецких студентов. В 2007 году около 2000 немцев сдали необходимые для поступления в бизнес школу экзамены, но 90 % из них отправили свои результаты в зарубежные вузы.

"Рынок крайне невелик. Через три-четыре года спрос на бизнес образование в стране возрастет, когда выпускники-бакалавры наработают соответствующий стаж", – считает Андреас Хакеталь (Andreas Hackethal), декан Goethe Business School, расположенной во Франкфурте.

Развитию немецких вузов препятствовало также непонимание сути MBA-образования местными компаниями.

"Раньше немецкие компании испытывали трудности с набором выпускников MBA-программ, поскольку не было практики трудоустройства специалистов, только что окончивших вуз и при этом уже имеющих пятилетний опыт работы, – говорит Кристиан Хомбург (Christian Homburg), ректор Mannheim Business School.

В числе элитарных вузов, имеющих MBA-программы, первые места занимают всего несколько частных и полукоммерческих школ, таких, как WHU-Otto Beisheim School of Management, Mannheim Business School и HHL Leipzig Graduate School of Management. Как и в других международных университетах, руководство этих школ уже пришло к пониманию того, что получение аккредитации агентств Association of MBAs, AACSB или оценки по системе Equis (разработанной организацией European Foundation for Management Development) необходимо для привлечения лучших абитуриентов.

Mannheim стал первым немецким университетом, прошедшим аттестацию во всех трех учреждениях.

"На это тратятся колоссальные усилия, но это очень важно. Нужно показать себя с выгодной стороны на рынке, и аккредитации здесь являются основным инструментом", – говорит профессор Хомбург.

Возрождению лучших немецких вузов в последние десять лет способствовала отмена государственного контроля над образованием, что позволило университетам самим взимать плату за образование и сделало их более независимыми.

MBA-программа в Mannheim стартовала в 2002 году, после того как находящийся на гособеспечении университет был приватизирован. С получением независимости университет может позволить себе лучших педагогов и платить им высокие зарплаты.

"Я убежден, что в рамках немецкой государственной системы бизнес школа международного уровня существовать не может, – говорит профессор Хомбург. – Отсутствуют свобода и вариативность. Однако гонорары должны соответствовать международному уровню".

Поскольку большинство немецких бизнес школ еще весьма молоды, они не располагают средствами, пожертвованными выпускниками, которые традиционно используются вузами для финансирования строительства корпусов, проведения исследований и распределения между кафедрами.

"Чтобы попасть на этот рынок, требуются огромные инвестиции. Всегда встает вопрос: хорошее ли это вложение средств", – считает профессор Штеффенс.

Одним из немногих немецких вузов, заручившихся солидной финансовой поддержкой, стал берлинский European School of Management and Technology, получивший корпоративное пожертвование в размере 67 миллионов евро. Школа была создана в 2002 году объединением, состоящим из 25 ведущих компаний, включая Allianz, Daimler и Deutsche Bank; в скором времени (по некоторым оценкам, слишком рано) школа была названа немецким ответом Harvard Business School.

Компании были недовольны теоретическим уклоном обучения по программам Diplom-Kaufmann и разочарованы необходимостью набирать сотрудников, закончивших зарубежные бизнес школы.

Тем не менее, для запуска MBA-программы потребовалось четыре года. В 2009 году по ней обучаются 26 человек, что совсем не много по международным масштабам. Ректор Ларс-Хендрик Роллер (Lars-Hendrik Roller) признается, что для достижения критической массы требуется немало времени, но он считает, что тесная связь с бизнесом позволит школе продолжить развитие.

Ради престижа и международного признания некоторые немецкие бизнес школы заключили партнерские соглашения с всемирно известными университетами. Например, WHU предлагает программу EMBA совместно с американской Kellogg School of Management при Northwestern University.

Однако подобное сотрудничество сопряжено с рядом затруднений, и одним из них является огромная разница в численности студентов и опыте, накопленном университетами. В 2004 году Goethe Business School совместно с Fuqua School of Business при Duke University учредила программу, позволяющую получить двойную степень EMBA. Но курс был недавно закрыт, поскольку набирал всего около 30-35 студентов в год.

Обе школы все еще проводят общую программу, по окончании которой выдается скорее сертификат, чем присуждается степень Duke.

Те, кто по-прежнему возлагает большие надежды на немецкие бизнес школы, рассчитывают на увеличение спроса со стороны немецких студентов по мере того, как первые выпускники бакалаврских программ выйдут на рынок MBA после нескольких лет, проведенных в бизнес-мире, что приведет к массовому признанию дипломов MBA. Все же они соглашаются, что случится это нескоро.

По материалам сайта www.ft.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных