«Программы по обмену, многонациональный студенческий набор и даже кампусы за рубежом не дают глубокого международного опыта, - заявил Гай Пфефферманн (Guy Pfeffermann), основатель и генеральный директор Global Business School Network, сети бизнес школ в развитых и развивающихся странах. - Хотя школы много говорят о разнообразии и глобальном опыте, в большинстве учебных заведений их в действительности нет».
«Каждая бизнес школа в мире заявляет о своей интернациональности, - продолжает он. – Однако это неправда. Двузначное число стран, представленных в студенческом наборе, отправка учащихся за рубеж для выполнения коротких консалтинговых проектов или по программе обмена оказывают только поверхностное воздействие». К такому же выводу пришло и недавнее исследование AACSB (Association to Advance Collegiate Schools).
По большей части, студенты, изучают кейсы и практики бизнеса, ориентированные на США и Европу. Даже если они учатся на кампусе в Сингапуре или Дубае, их учебный план не отличается от расписания коллег в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Таким образом, они не получают достаточных навыков для работы с клиентами и конкурентами в условиях развивающегося рынка.
По мнению главы GBSN, необходимо что-то похожее на «Корпус мира», но в сокращенном варианте. Студенты должны проводить в стране больше времени и вести бизнес с местными жителями.
«За последние 15 лет более 40% мирового ВВП приходится на развивающиеся страны, подчеркивает Пфефферманн, в прошлом, главный экономист Международной финансовой корпорации Всемирного банка. – При этом реальные условия на рабочем месте и то, что предлагают бизнес школы, никак не связаны».
Назрела необходимость в усилении бизнес школ на развивающихся рынках. В регионах, которые быстро растут, но где не хватает бизнес образования, например Лагос, Карачи и Аккра, необходимы доступные по цене и предлагающие актуальный деловой опыт программы.
GBSN организует проведение совместных проектов между бизнес школами развитых и развивающихся стран. Например, некоторые авторы бизнес-кейсов ведущих школ совместно с кенийскими преподавателями бизнеса работают над созданием кейсов, посвященных местным практикам бизнеса. «Едва ли до 2005 года были кейсы, посвященные Кении, а на сегодняшний день их уже около 200», - говорит Пфефферманн.
Некоторые кейсы касаются предпринимательства в трущобах Найроби. Они охватывают и незаконное управление баром, и проблемы бренда при продаже в киосках таких стандартных мелочей, как ручки, жвачка и бритвы, и Petty Errands, успешную курьерскую фирму, открытую безработным.
В докладе AACSB подчеркивается, что такого рода сотрудничество помогает ведущим бизнес школам не меньше, чем школам развивающихся стран и является «наименее используемым механизмом, который обладает самым большим потенциалом». Преподаватели и студенты должны выйти из зоны комфорта и встать в авангарде бизнеса на развивающихся рынках.
Пфефферманн считает, что корпоративному миру предстоит сыграть значительную роль в усилении бизнес школ развивающихся стран. «Однако еще многого предстоит достичь. Не уверен, что корпоративный мир полностью осознает, что бизнес школы на развивающихся рынках действительно в состоянии ему помочь», - отмечает он.
Открыть должность профессора в такой школе – это относительно недорогой для транснациональной компании способ поддерживать отношения и получить доступ к местным талантливым менеджерам, которые рассчитывают на гораздо более скромное вознаграждение, чем их западные коллеги.
Значительная часть работы GBSN направлена на установление сотрудничества между 46 ведущими мировыми школами и компаниями и бизнес школами ключевых развивающихся стран. GBSN занимается завязыванием контактов между бизнес школами, компаниями, неправительственными организациями и другими партнерами для нетворкинга и совместной работы, проведением ежегодных конференций и мероприятий по созданию сети контактов преподавателей, поиском проектов на развивающихся рынках для студентов бизнес школ и помощью бизнес школам развивающихся стран при доступе к международным образовательным практикам.
Существуют ли бизнес школы, которые по-настоящему готовят студентов к работе в глобальном бизнесе? И AACSB, и Пфефферманн советуют французскую школу ESSEC, где для поступления на программу МВА необходимо свободно владеть четырьмя иностранными языками. «Европейцам проще, - добавляет Пфефферман. – Они привыкли изучать иностранный язык и жить за рубежом».
По материалам сайта BusinessBecause.