Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

На вкус и цвет...

На вкус и цвет...

В небольшой аудитории на кампусе бизнес школы MIT Sloan School of Management в Кембридже, штат Массачусетс, на семинаре, посвященном прохождению собеседований при приеме на работу, собралось 15 человек. Говорят о стандартных правилах – не волнуйтесь, четко излагайте свои мысли – однако контингент неожиданный: в классе одни женщины.

В бизнес школах традиционно обучались белые мужчины. Даже сегодня женщины составляют всего около 30% от числа студентов MBA-программ. В 30 лучших бизнес школах Америки чернокожих, латиноамериканцев, индейцев – меньше 10%, хотя они составляют около 28% населения Соединенных Штатов.

Школы прикладывают много усилий, чтобы процентный состав учеников отражал реальное соотношение в обществе, о котором известно и работодателям. Компании "стараются набирать сотрудников из разных слоев населения", говорит Элиса Эллис-Сангстер (Elissa Ellis-Sangster), исполнительный директор фонда Forte Foundation, организации помогающей женщинам занимать лидирующие позиции в бизнесе. Теперь и университеты стали привлекать потенциальных студентов, которые раньше не рассматривали перспективу получения MBA.

Многие школы сталкиваются с проблемой дисбаланса по половому и расовому признаку на стадии приема заявлений – то есть женщины и представители меньшинств подают меньше заявлений, чем представители остальных слоев населения. Если набирать класс наугад, в его составе будут преобладать белокожие мужчины и выходцы из Азии. Поэтому для достижения равенства и разнообразия необходима агитация.

В 2001 году при участии ведущих компаний, бизнес школ и совета Graduate Management Admission Council был создан фонд Forte Foundation, целью которого стала борьба за половое равноправие в бизнес школах. Правовые и медицинские университеты быстро достигли равенства в составе учащихся, но на бизнес-программах по-прежнему обучались в основном мужчины. Приемным комиссиям бизнес школ не удавалось заполучить женщин, которые поступали не в конкурирующие учебные заведения, а на курсы другой направленности.

С тех пор Forte Foundation и школы, являющиеся членами организации, провели разъяснительную работу среди тысяч женщин, рассказывая об эффективности MBA-программ. "Мы не только рекламируем школы, мы рекламируем MBA как курс", – говорит Джули Стронг (Julie Strong), член приемной комиссии MIT Sloan. Forte Foundation проводит в крупных городах конференции, на которых рассказывается о способах финансирования обучения, о том, как соблюдать баланс труда и отдыха, о карьерных возможностях и о трудолюбии, необходимом человеку, чтобы получить MBA. Как и семинар по прохождению собеседования для женщин-руководителей, проводимый MIT Sloan School of Management (SWIM, MIT Sloan Women in Management), мероприятия, организованные Forte Foundation, предоставляют женщинам возможность спокойно обсудить свои проблемы в отсутствии мужчин.

Молодежное движение. В решении женского вопроса положительную роль сыграла тенденция омолаживания состава учащихся, наблюдаемая уже 10 лет. В 90-е годы возраст участников программ увеличивался и достиг уровня, когда абитуриенты имели семилетний опыт работы. Казалось, чем старше, тем лучше. Но около 10 лет назад тренд переменился, отчасти в связи с тем, что преобладание взрослых студентов на программе влияло на разнородность состава учащихся. Пытаясь заполучить потенциальных студентов среди людей с двух-, трехлетним опытом работы, университеты могли в большей степени рассчитывать на молодых женщин, которые легко относятся к переменам в жизни. "Через 5-7 лет женщины уже не так охотно меняют образ жизни, – говорит Эллис-Сангстер. – Чем женщина моложе, тем меньше у нее обязательств".

Может показаться, что работа над привлечением представителей различных меньшинств сродни борьбе за гендерное равноправие в составе обучающихся, но это совсем не так. Например, число темнокожих женщин в бизнес школах относительно высоко, утверждает Барбара Томас (Barbara Thomas), президент и генеральный директор National Black MBA Association. Но, как и в научном сообществе вообще, чернокожих мужчин там мало.

Одним из решений данного вопроса является набор молодых студентов. National Black MBA Association стала проводить агитацию в старших классах школы и целенаправленно остановила свой выбор на студентах, получающих средний бал на экзаменах (иначе их можно не заметить). По мнению Томас, начинать стоит даже в более раннем возрасте. Если бы ее воля, она занялась бы этим еще раньше. Средняя школа – это «на самом деле не рано», считает она: "Если вы не займетесь ребенком после девяти лет, вы его упустите".

Организации National Society of Hispanic MBAs и American Indian Business Leaders также предлагают различные возможности и средства своим студентам. Существует объединение Consortium for Graduate Study in Management, союз корпораций и учебных заведений, созданный с целью продвижения в бизнесе представителей меньшинств. Пытаясь привлечь больше чернокожих, латиноамериканцев и индейцев, эта организация разработала общие правила приема студентов, специальную программу, помогающую сориентироваться новым членам, а также содействует в получении стипендий – редкие привилегии.

Тем временем частные школы взялись за дело самостоятельно и объединились с целью набора студентов из колледжей, где традиционно обучаются темнокожие. Также проводятся специальные Дни Этнокультурного Многообразия, на которые приглашаются поступившие и будущие студенты.

Кроме того, и женщины, и представители меньшинств покупаются на возможность получить материальную помощь и обучаться по свободному графику. Стоимость и удобство являются ключевыми факторами для них, и бизнес школы отреагировали на данный аспект. Это не значит, что образование подешевеет; также не станет больше грантов или доступных займов (большинство студентов по-прежнему зависят от стандартных условий кредитования). Но школы понимают, что для привлечения женщин и меньшинств им необходимо быть готовыми отвечать на всевозможные вопросы об оплате обучения, кредитах и компенсациях. К тому же многие программы стали предлагать больше вариантов обучения в формате Part-Time или on-line и в связи с этим заявлять о своей готовности помогать студентам.

Несмотря на трудности усилия этих школ не проходят даром. В прошлом году среди первокурсников Stern School of Business при New York University 41% составили женщины. В MIT число женщин выросло с 28% в 2000 году до 35% в 2008.

Число местных отделений National Black MBA Association возросло более чем на 50% в течение 5 лет. Томас утверждает, что в конце 90-х гг. произошли “колоссальные изменения” социального состава бизнес школ. «Это можно было почувствовать. Это можно было увидеть. Перемены были повсюду», - говорит она. Сейчас, после исторических президентских выборов, еще один раунд «радикальных перемен» звучит правдоподобно.

MBA. Панель инструментов

Online-ресурсы, помогающие найти ответы на вопросы, связанные с MBA:

Необходимо сдать GMAT: mba.com: сайт, предоставляющий официальную информацию по тесту.
Forte Foundation: контакты, мероприятия и прочая информация о карьере для женщин.
Consortium for Graduate Study in Management: поиск представителей меньшинств с целью продвижения идеи многообразия. Существует членство.
National Black MBA Association: предоставляет возможности для налаживания связей между специалистами, бизнесменами и студентами.
National Society of Hispanic MBAs: финансовая поддержка, укрепление лидерского потенциала и вопросы карьерного роста.
American Indian Business Leaders: организация создана в связи с необходимостью привлечения профессионалов для оказания помощи и развития экономики американских индейцев.

По материалам сайта www.usnews.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги