Интервью с Денисом Бронниковым, Full-Time MBA, IMD, класс 2010.
1. Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
Последние пять лет я занимался развитием бизнеса в Силиконовой Долине, работая в венчурных компаниях, которые производят программное обеспечение для крупных фармацевтических и биотехнологических компаний, а также медицинских учреждений, больничных комплексов, управляя продажами и маркетингом. До этого получил степень Ph.D в UCLA Меdical School по специализации «Генетика человека». А еще ранее работал в российском представительстве американской биотехнологической компании, куда пришел после окончания химфака МГУ.
2. Почему остановили выбор на программе Ph.D в UCLA?
Работая в российском представительстве лидирующей транснациональной биотехнологической компании, я много ездил за рубеж и осознал, что мир Россией и странами СНГ не ограничивается. В области биотехнологий без преувеличения происходит революция, и, к сожалению, по крайней мере, до последнего времени, наука в России не являлась приоритетом, поэтому я решил переместиться в Калифорнию, эпицентр этой революции.
UCLA я выбрал по ряду причин. Прежде всего, на момент моего поступления UCLA Ph.D занимал второе место в рейтингах после Harvard по моей специализации. Во-вторых, университет близко расположен к Силиконовой Долине, мировому центру инноваций. В-третьих, меня привлекли междисциплинарный подход, на котором делает акцент университет, и развитие навыков межличностного общения. Основная мотивация была в том, чтобы создать базу, необходимую для оценки стоимости и рисков биотехнологических идей на ранних стадиях. Поэтому кроме классов, которые помогли углубиться в науку, я дополнительно брал классы в бизнес школе при UCLA.
3. Как появилась идея получить МВА?
Идея получить бизнес образование родилась очень давно: еще в Москве в конце 90-х появилось желание стать венчурным капиталистом. Хотелось научиться переводить научные проблемы на язык бизнеса, финансировать инновационные идеи в области биотехнологий, информационных технологий имедицины. Было интересно совмещать науку и бизнес, превращать научные идеи на язык бизнес планов и маркетинговых материалов. Сейчас в здравоохранении происходит стагнация: с одной стороны, фармацевтические компании уменьшают риски и сокращают собственные инновационные проекты. С другой - у биотехнологических компаний, которые полны новых идей, не хватает средств, чтобы вывести лекарственные препараты нового поколения на рынок самостоятельно. Моя цель - помочь и тем, и другим претворить в жизнь их идеи, став своего рода посредником между фармацевтическими и биотехнологическими компаниями. Бизнес образование – закономерный шаг на этом пути.
Кроме того, я рано понял, что чем выше поднимаешься по карьерной лестнице, тем важнее становятся не технические знания, а soft skills. Многие друзья, получившие бизнес образование на Западе, рекомендовали мне обратить внимание на МВА с точки зрения развития именно этих навыков. Также MBA, специализирующаяся на general management, помогает начать мыслить более масштабно, стратегически.
4. А что лично для вас степень МВА?
Для меня МВА – возможность избежать ошибок, совершенных другими, страхование рисков. Разбор кейсов, которым мы сейчас занимаемся на программе МВА, создает базу бизнес-ситуаций, которые в дальнейшем приложимы к любой индустрии. Помимо этого, бизнес образование дает возможность улучшить soft skills, развиться как личность. Наконец, говоря непосредственно об MBA в IMD, для меня, имеющего за плечами 10 лет жизни в Штатах, это своеобразное окно в Европу.
5. Как отнесся ваш работодатель решению получать бизнес образование?
Работодатель поддержал меня в моем выборе.
6. Стандартный вопрос - почему IMD? Что было главным критерием при выборе школы?
Об IMD я слышал еще в Москве. Бренд IMD, возможно, не столь раскручен, но, выбирая между узнаваемостью бренда и ценностью опыта, который дает программа, я предпочел второе.
Это идеальная и, пожалуй, единственная программа, подходящая для меня: Европа, 11 месяцев, своего рода MBA на стероидах, ориентация на индустрию, персональный подход, психологический тренинг. И главное – качество выпускников, их профессиональный рост по окончании учебы, а также качество alumni network. На меня очень большое впечатление произвели выпускники IMD, причем не только с точки зрения карьерного роста - привлекла их готовность уделить внимание и помочь сделать правильный выбор.
7. А почему не стали получать МВА в США?
Я достаточно ездил по США, имел возможность посетить классы в ряде ведущих американских бизнес школах и в некотором смысле разочаровался в увиденном. У меня уже солидный опыт работы, и многое, что обсуждалось в классах, с моей точки зрения, не отражало повседневных реалий современного бизнеса. Мне уже 33 года, а программы МВА в США ориентированы все-таки на довольно молодых студентов, которым еще только предстоит стать управленцами, и, соответственно, было желание учиться не только на лекциях, но и за пределами занятий у одноклассников, обладающих солидным запасом жизненного и профессионального опыта. При этом я ни в коем случае не считаю другие программы менее ценными. Абитуриенты должны сделать выбор самостоятельно, и то, что не так важно для меня, может иметь превостепенное знечение для других.
К моменту поступления на МВА у меня был уже опыт работы в США и России, хотелось прочувствовать европейский подход к видению мира. Швейцария представляет для меня особый интерес - не секрет, что кроме шоколада и банков на каждом углу эта страна также может похвастаться самым большим количеством фармацевтических компаний на душу населения в мире.
8. Сколько времени занял весь процесс поступления?
На подготовку к GMAT ушло 3 месяца по вечерам и выходным, на сочинения - 2 недели. Написание сочинений, кстати, стало для меня самым сложным элементом. Все вместе заняло 4 месяца.
9. Интервью в IMD отличается от интервью в других бизнес школах. Поделитесь вашими впечатлениями от него.
Да, это не просто собеседование – это создание на один день атмосферы, максимально приближенной к той, в которой студенту вариться 11 месяцев. На программе МВА в IMD учится всего 90 человек, и они действительно должны быть исключительными. Именно поэтому школа минимизирует риск ошибиться, проводит такое серьёзное испытание. Приемная комиссия смотрит, как человек реагирует на изменение условий заданий, данные о его поведении фиксируются в процессе выполнения кейса, индивидуальных и групповых заданий, и все это учитывается при принятии решения о зачислении.
В моей команде для выполнения группового задания было 8 человек, из них оффер сделали пяти, в том числе и мне. Но раз на раз не приходится – я знаю случаи, когда никто из команды не был принят на программу.
Если вы приняты на программу, вы можете запросить у приемной комиссии проведение индивидуальной сессии по результатам прохождения интервью. Этот отклик позволяет взглянуть на себя через психологическую призму: процесс поступления непредвзятый, и таким образом можно узнать о себе вещи, которыми с вами вряд ли поделятся даже самые проверенные коллеги.
10. Теперь несколько вопросов о самом обучении. О структуре программы Full-Time MBA, предметах – обязательных и по выбору, преподавателях, можно прочитать на сайте школы. А вот чего на сайте не написано о программе? Что стало для вас приятным удивлением или, наоборот, разочарованием?
Здесь одни восторги: философия школы, великолепный network, поддержка обезоруживающая – и класса, и администрации. Хочу отметить невероятно высокий уровень преподавателей. Все они – практики, консультирующие бизнес сегодня, а не оторванные от реальности теоретики. Они в прямом смысле слова живут девизом IMD «Real World. Real Learning».
Нас учат отвечать не только на вопрос «Что делать?», но и, прежде всего, «Как делать?» И это важно. Например, у нас есть такое задание – разбирая кейс, мы должны представить, что бы мы сделали, оказавшись в ситуации, подобной описанной в кейсе, какие непосредственные шаги предприняли для решения проблемы, какие пять встреч назначили бы, придя на работу утром в понедельник. Программа предельно сжата по времени, но не страдает от недостатка материала. Наши классы интегрированы, и очень часто один и тот же кейс оценивается преподавателями по маркетингу, бухучету и финансам. Одновременно нам преподают до 10 классов, которые связаны друг с другом. Этот формат максимально приближен к бизнесу и решениям, с которыми CEO сталкиваются каждый день, интегрируя информацию, полученную из разных источников, рассматривая стратегические инициативы с разных точек зрения. Кроме того, нам читают лекции ведущие бизнес-лидеры Европы. IMD имеет сильную репутацию в бизнес-мире, а потому многие ветераны с удовольствием приезжают на кампус поделиться своими идеями со студентами.
IMD для меня - это «МВА на стероидах» - короткая и невероятно интенсивная программа. Говоря о том, что студенты IMD заняты 100 часов в неделю, редакторы Financial Times были недалеки от реальной ситуации. При этом просто невозможно успеть все, настолько много интересного происходит одновременно. Каждый сам принимает решение, чем заниматься в конкретный момент. Не хочется упустить возможности, которые предоставляет школа, никто не заставляет вас вкалывать с утра до ночи. IMD – шанс поэксперементировать, понять пределы ваших профессиональных возможностей и преодолеть их. По мнению директора программы МВА Марты Мазневски, если студент не ощущает нагрузки, если ему легко учиться, значит, он не берет достаточно от программы.
МВА в IMD – это еще и эксперимент в контролируемой обстановке. Условия обучения максимально приближены к условиям реального бизнеса, велика степень непредсказуемости и неопределенности: постоянно меняется состав команд, появляются новые задания, которые подкидывают профессора по вечерам, у студентов возникают свежие идеи, о которых не прочтешь ни в одной бизнес-статье. Здесь, в школе, я могу экспериментировать, пробовать, рисковать. В бизнесе я бы на это не решился.
С другой стороны, МВА в IMD – это и в некотором роде антиМВА: нас учат не идеальной стратегии, которая особенно сейчас, после кризиса, обнаружила свою несостоятельность, а здравому смыслу, учат искать способы решения проблемы, идти на шаг дальше.
11. Расскажите, пожалуйста, чтотакое Personal Development program?
На мой взгляд, персональная программа психологического развития в IMD – жемчужина нашей школы, позволяющая осознать и максимально развить потенциал каждого студента. В ее основе лежит философия К. Юнга. Она помогает понять, кем я являюсь внутри, что движет мной на подсознательном уровне, раскрыть свои сильные и слабые стороны. Работа в группах и ее анализ позволяют определить идеальную команду для каждого из нас, команду, которая компенсирует слабые стороны, команду, которая стабильно достигает больших результатов. Много работы отводится на выработку лидерских качеств, умения мобилизовать, вести и раскрыть потенциал других.
IMD давно проводит исследования в данной области и пользуется широким спектром методов и техник: тесты, добровольные сеансы с психоаналитиком, сочинения по динамике развития учебных групп и мн. др. Например, об одном специализированном выезде студентов в рамках этой программы можно почитать в IMD блоге.
12. А лично вам уже удалось что-нибудь узнать о своих слабых сторонах?
Я сделал для себя такое открытие. Мне сложно доверять интуиции: я все-таки ученый и полагаюсь в основном на факты. Лидеру часто приходится сталкиваться с эмоциональной сферой, где одного анализа просто не достаточно, ведь все мы люди и нами, хотим мы того или нет, во многом движут эмоции. Занятия программы помогают понять, что с этим делать, приходит на выручку и опыт одноклассников.
13. Как вы оплачиваете свое обучение?
Собственные средства плюс кредит в школе.
14. Какой вариант проживания вы предпочли?
Общежития у IMD нет, студенты снимают квартиры преимущественно рядом со школой. Наша, например, находится в 2-х минутах от кампуса и в 300 м от Женевского озера, с видом на Альпы и небезызвестный городок Эвиан по другую сторону озера. Администрация школы заботится буквально о каждой мелочи нашего быта. Например, у IMD существуют договоренности с проверенными риэлтерскими агентствами, и студент, поступив на программу, без проблем найдет, где жить.
15. Дорого жить Швейцарии и конкретно в Лозанне?
Смотря с чем сравнивать. Например, жильё – а я живу, пожалуй, в самом дорогом районе Лозанны - дороже, чем в Лос-Анджелесе, но дешевле, чем в Москве. Но IMD в буквальном смысле поит, кормит и одевает: в любое время дня и ночи нам доступен прекрасный кофе, несколько раз в день класс снабжают блюдами с фруктами – так заботятся о нашем здоровье, в школе прекрасная столовая. Даже я, будучи человеком весьма привередливым в еде, очень доволен. И все это входит в стоимость обучения.
16. Если не секрет, во сколько вам предположительно обойдется год обучения в IMD?
Примерно $120 000. (Из них $85 000 - стоимость программы МВА - прим. ред.)
17. С кем вам выпала честь учиться?
С 89 людьми, совершенно не похожими на меня. Среди моих одноклассников вице-президент Goldman Sachs с опытом работы в Индии, Нью-Йорке и Японии, индиец, несколько лет проработавший во Владивостоке, потомок семьи короля Камеруна, потомок русского адмирала, живущий в Париже. Спектр индустрий очень широкий – от австралийского менеджера хеджевого фонда с опытом работы в Сингапуре до американского дипломата, служившего в Марокко и Малайзии.
Действительно, порой захватывает дух от того, какие мы все разные: среди 90 человек представлены 42 национальности. Эти различия нас сталкивают и помогают стать более креативными, понять и уважать мнение и реакции людей, совершенно не похожих на тебя. Необходимо увидеть разницу между нами, научиться на ней играть. Все мои одноклассники обладают солидным опытом работы, так что во многом основное обучение происходит уже после занятий, при работе в группах.
18. Вам уже пришлось познакомиться с процессом рекрутинга?
Да, конечно. Еще до начала обучения мы проходим тест, выявляющий наши профессиональные склонности. С третьей недели обучения начинаются сессии со школьной карьерной службой, в которой работают ветераны HR. Они помогают студенту сделать выбор и затем направляют его к достижению его целей. Сейчас, например, мы работаем над резюме, а основная деятельность по рекрутингу начнется после летних каникул.
19. Как удается совмещать напряженную учебную нагрузку и рекрутинг?
Главное - создать приоритет и найти время. У меня несколько уникальный карьерный выбор – фармацевтика в Европе, поэтому я многое делаю сам. Студентам, которые предпочитают традиционный для выпускников бизнес школ путь, например, консалтинг, во многом легче: десятки компании с удовольствием сами приезжают на кампус рекрутировать даже в такой непростой ситуации, в которой бизнес находится в данный момент.
20. К каким инструментам поиска работы вы решили прибегнуть?
Прежде всего, network. По сравнению с другими школами сеть контактов небольшая, но выпускники IMD раньше достигают высоких позиций, и я точно знаю, что к любому из них можно обратиться.
В школе помимо Full-Time МВА есть еще ряд краткосрочных курсов и Executive МВА, на которых проходят обучение руководители высшего звена, и именно они очень помогают с работой. Посредством программного обеспечения, которым пользуются все обучающиеся на кампусе, я могу узнать, кто сегодня-завтра приезжает на кампус, и договориться с ними о встрече.
Планирую воспользоваться и услугами карьерной службы – для меня это плацдарм для экспериментов, кроме того, она обеспечивает подготовку к интервью.
21. Не боитесь не найти работу после окончания программы? Все-таки кризис еще даёт о себе знать.
Для выпускника IMD проблема заключается не в том, чтобы работу найти, а чтобы сделать выбор среди предложений. На кампусе рекрутируют десятки компаний, так что выпускники школы имеют возможность поработать в любой стране мира. Специализация программы MBA – общий менеджмент, поэтому многие меняют область деятельности.
Кстати, подавляющее большинство выпускников 2009 г. несмотря на финансовую бурю в течение 30 дней после окончания программы получили как минимум по одному предложению.
22. Как строится ваш досуг в бизнес школе? Если, конечно, на него остается время.
Очень люблю кататься на сноуборде, не могу себе в этом отказать, благо, до гор от двери до подъемника можно добраться за полтора часа. И, само собой, туризм. Швейцария находится в центре Европы: из Женевы до Парижа и Лондона лететь менее часа на самолете, поездка до Милана займет пару часов. Через две недели мы с женой собирамеся навестить друзей в Берлине.
23. Жена предпочла остаться в Москве? Как дается разлука?
За месяц до начала моей учебы мы вернулись из США в Москву, так что видимся мы регулярно. У Марии интересная работа в Москве, но ей удается приезжать и в Лозанну.
24. И напоследок пара советов кандидатам из России.
Интерес к России в школе очень большой. Поэтому, если вы чувствуете, что IMD подходит для вас, а вы для нее, надо обязательно попробовать свои силы. Вы можете начать с простого бесплатного теста на сайте, который позволяет оценить свои возможности. Результаты теста оценят сотрудники приемной комиссии и свяжутся с вами. У каждого из вас есть, что привнести в школу, и не стоит этого стесняться. И на последок хочу пожелать вам удачи! Помните, высокооплачиваемая работа - дело второе, самое главное - это найти работу, которая поможет вам самореализоваться, достичь большего и просто быть счастливей. Выпускники IMD, а также их работодатели довольны своим выбором!
Материал подготовлен PR-менеджером компании MBA Consult Екатериной Воевой.