Для некоторых частей сектора бизнес образования мировой экономический спад может оказаться хорошей новостью.
В соответствии с международным исследованием 500 программ MBA, проведенным GMAC, Graduate Management Admission Council, 77% школ наблюдают рост количества заявок от потенциальных студентов, притом что в прошлом году эта цифра составляла 64%. Такие школы, как Harvard Business School, Kellogg - Northwestern и Sloan School of Management в MIT, сообщили о многократном увеличении количества заявок. Однако в других местах картина может быть не такой радужной.Многие комментаторы предполагают, что система обучения руководящих работников, в которой счета обычно оплачиваются организациями, а не отдельными студентами, может сильно пострадать, поскольку бюджеты компаний сейчас поставлены под строгий учет. Но действительно ли воплощается эта прогнозируемая «рефлекторная» реакция на финансовое давление?
Сьюзан Кейтс - заместитель декана по вопросам подготовки руководящих кадров в University of North Carolina’s Kenan-Flagler Business School. «Образование руководящих кадров не является роскошью в трудные времена, - говорит она, - когда экономическая ситуация сложная и вы требуете от своей команды большей отдачи при меньших ресурсах, очень важными становятся стратегические инвестиции в свои лучшие кадры. Инновационные компании используют обучение руководящего персонала для решения стратегических вопросов, и этот подход демонстрирует явную рентабельность инвестиций в счете прибылей и убытков, а также с точки зрения персонала". UNC Executive Development Partners, кажется, поняли это. «Доходы от обычной программы состоянием на конец фискального года в июне будут выше на 15% по сравнению с прошлым годом», - подтверждает Кейтс.
Джефри Зонненфелд, заместитель декана в Yale School of Management занимает похожую позитивную и даже более оптимистичную позицию. «Обучение руководящих кадров будет существовать до тех пор, пока школы смогут поддерживать динамическое образовательное партнерство, чтобы охватить изменяющееся стратегии, - говорит он, - а не будут пытаться выкачать как можно больше денег из традиционных образовательных моделей".
В США и на ключевых рынках во всем мире очевидная устойчивость образования руководящих кадров, кажется, по крайней мере частично связана с изменениями, которым она подверглась за последние несколько лет с целью приспособиться к потребностям клиентов. «Роль обучения руководящих кадров меняется, - говорит Пол Киркбрайд, заместитель декана в Melbourne Business School, ведущей школе в Тихоокеанском регионе. - В прошлом основной акцент делался на обеспечении менеджеров управленческими знаниями для того, чтобы подготовить их к предстоящему продвижению. Его также использовали организации как часть программы, связанной с наградами и признанием, и как способ удержать персонал. Сегодня обучение руководящих кадров, разработанное под заказ, является основным двигателем для организаций с точки зрения бизнес-результатов, оно начинается с разработки организационной стратегии, после чего идет развитие кадров для достижения этой стратегии. Следовательно, мы рассматриваем существующую ситуацию на рынке как возможность продвижения бизнес-деятельности, а не как угрозу. Для наших клиентов развитие персонала является способом мотивирования и удержания талантливых работников, а также создания конкурентных границ с целью оказания помощи в привлечении новых талантливых кадров в свои организации». Его оптимизм, кажется, трансформируется в реальность, несмотря на экономический спад прибыли школ от обучения руководящих кадров в первом квартале 2009 года были практически на том же уровне, что и в первом квартале 2008 года.
Теория использования обучения руководящих кадров в качестве средства привлечения и удержания кажется логической, именно сейчас это может стать способом заставить ключевой персонал сфокусироваться на будущем, а не на тяжелом деморализирующем настоящем, но насколько это эффективно на самом деле? По словам Тони Гудвина, который возглавляет международную рекрутинговую компанию Антал, такие «латеральные» способы мотивирования персонала, имеющего большой потенциал, присоединиться к организации, а потом остаться в ней становятся все более важными. "Во всем мире прямое финансовое вознаграждение находится под давлением, это означает, что работодатели должны более разумно думать о своем подходе ко всем вопросам, связанным с обеспечением наиболее талантливых работников, - говорит он. - Несмотря на кризис продолжается битва за талантливые кадры, которые могут помочь предприятиям не просто выжить, но и процветать. Но так как средства в большинстве компаний находятся под давлением, самые способные и умные профессионалы уже не смотрят только на размер заработной платы или марку автомобиля, принадлежащего компании, им необходимы доказательства того, что потенциальный работодатель действительно заинтересован в их карьерном развитии. Подтверждение постоянного обучения руководящих кадров, безусловно, может помочь понять ситуацию».
Многие бизнес школы полагают, что курсы с открытой регистрацией - стандартные курсы, которые предлагаются в течение всего года – пострадают от кризиса. «Спрос на такой тип обучения не прекратится, - говорит Бертранд Муанжеон, заместитель декана по вопросам обучения руководящих кадров в школе HEC в Париже, - но я полагаю, что он будет относительно небольшим, по крайней мере, до конца 2009 года. Даже таким образом нашими ведущими курсами по лидерству и стратегическому финансовому управлению пользуются большие и малые компании, которым необходимы сильные и способные лидеры и которые заинтересованы в эффективном планировании преемственности».
По словам профессора Муанжеона, основной акцент в ближайшем будущем будет сделан на программы, специально разработанные для конкретных групп и организаций, и вместо того, чтобы опасаться сокращения, он прогнозирует рост. «В такой экономической ситуации крайне важно, чтобы компании могли сделать шаг назад, оценить картину и разработать способы реагирования на чрезвычайные обстоятельства. Наша роль заключается не в том, чтобы помочь менеджерам с помощью определенного набора инструментов решить частные проблемы, а дать им возможность обдумать свою текущую деятельность и обстоятельства, а потом разработать будущую стратегию и способы ее воплощения в жизнь».
Но в то время, когда кажется, что многие организации более сосредоточены на настоящем, а не будущем, не является ли это нерентабельным? «Абсолютно нет. Если честно, так было раньше, но не сейчас. Из-за того, что произошло за последний год, более разумные организации увидели, что необходимо заново разработать способ управления своими предприятиями», - отмечает профессор Муанжеон.
Кажется, что для основных бизнес школ финансовый кризис может выступить в роли катализатора, не просто предоставляя клиентам возможность переоценить способ ведения своей деятельности, но и также способ управления собой. Как заявляет Муанжеон из HEC: “Если то, что мы предоставляем, рассматривается только как подготовка, тогда в таких условиях мы уязвимы. Мы должны быть неотъемлемы от стратегического развития клиента и являться настоящим бизнес-партнером, который создает реальную стоимость. Если мы сможем донести эту информацию эффективно, 2009 год принесет нам целый спектр новых возможностей.
По материалам статьи Мэта Саймондса, основателя QS World MBA Tour.