Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

MBA во время кризиса: Европа vs. Америка

MBA во время кризиса: Европа vs. Америка

Весной Тодд Ломбардо (C. Todd Lombardo) оставит свой пост менеджера по маркетингу с зарплатой 115 000 долларов в год, сядет на самолет, летящий в Мадрид, и пополнит ряды американцев, желающих получить образование по программе MBA на чужбине. Он станет студентом Instituto de Empresa Business School.

Для таких новоявленных студентов зарубежная MBA-программа более привлекательна, особенно в условиях нынешнего кризиса. С одной стороны, европейские бизнес школы традиционно предлагают более короткие программы, которые длятся от 10 до 16 месяцев. В Америке вы потратите на образование не менее 21 месяца своей жизни. И хотя они лишь ненадолго предоставляют укрытие от бурь и ветров, поразивших рынок труда, их компактный формат значительно снижает плату за обучение. «Если учитывать все траты, получается, что платить приходится в два раза меньше, чем в Америке», - говорит Ломбардо, чье тринадцатимесячное обучение обойдется ему в 48000 евро или 62500 долларов, притом что двухлетняя программа MBA в престижной американской бизнес школе будет стоить никак не менее 90000 долларов. Кстати, некоторые европейские программы MBA стоят намного меньше той, что выбрал наш герой.

Но американцев, пустившихся в странствия за океан, привлекает не столько приемлемая цена, сколько возможность после обучения оказаться на обширном рынке труда. 80% студентов бизнес школы INSEAD, которая расположена в Фонтенбло (Fontainebleau) во Франции, проводят много времени на кампусе школы в Сингапуре. Также исследовательский центр и центр, занимающийся обучением по программам EMBA этой школы, расположены в Абу-Даби. В совокупности такой международный масштаб позволяет студентам завязать полезные деловые знакомства с представителями бизнеса из Азии и Ближнего Востока, что невозможно сделать, находясь в Америке. В этом году впервые американцев в бизнес школе INSEAD стало больше, чем представителей любой другой страны, по прогнозам, их количество может увеличиться. «Сейчас американцы хотят открывать для себя остальной мир. Дела на рынке труда обстоят неважно в любом уголке земного шара, но в Азии и на Ближнем Востоке ситуация более оптимистична», - говорит декан бизнес школы Фрэнк Браун (Frank Brown).

Многие к тому же рассматривают европейские программы бизнес школ как дополнительное преимущество, которое они приобретут для последующей борьбы за место под солнцем на рынке труда, который будет кишеть выпускниками американских бизнес школ. «Студенты хотят приобрести международный опыт. Выбор программы за рубежом помогает работодателю понять, что вы специалист международного уровня или, по крайней мере, стремитесь им стать», - говорит Кристофер Маккенна (Christopher McKenna), директор программ MBA в Said Business School при Oxford University.

Во времена, когда рушатся карьеры финансистов, европейские бизнес школы прошлые свои недостатки обратили в преимущества. Традиционно они работали с меньшим количеством рекрутеров из мира финансов, чем их американские коллеги. И богатый опыт трудоустройства выпускников в такие сферы, как производство, технологии, товары широкого потребления, добавляет привлекательности этим программам. В бизнес школе IE лишь 20% студентов оседают в финансовом секторе, а в Harvard Business School эта цифра в последнем выпускном классе достигла 45%. Во многих бизнес школах Америки до 60% студентов выбирают финансовую карьеру.

«Прошлая жизненная модель, когда человек сознательно выбирал американскую бизнес школу, чтобы получить диплом MBA американского образца и стать консультантом в американской фирме, теперь несостоятельна», – говорит Дэвид Бах (David Bach), заместитель декана по программам MBA в бизнес школе IE.

Европейские бизнес школы используют все преимущества возросшего к ним интереса, и в ответ готовы тоже выехать за границу. Недавно Анна Фаррус (Anna Farrus), менеджер приемной комиссии бизнес школы Oxford, встречалась с потенциальными студентами в Сан-Франциско и в Нью-Йорке, лично проводила беседы с каждым кандидатом, отвечала на вопросы и обсуждала резюме. Хотя подобный индивидуальный подход занимает много времени и сил, он стал прекрасным способом работы с американскими студентами. В этом году таким образом удалось провести на 60% больше собеседований с американскими кандидатами, чем в прошлом.

В бизнес школе IMD в Лозанне, Швейцария, приемная комиссия активно использует базу данных, в которую входит более 1000 кандидатов на обучение из Америки. Этот список был составлен благодаря контактам, предоставленным посетителями сайта бизнес школы, и различным мероприятиям, которые проводила приемная комиссия. Школа в индивидуальном порядке связывается с кандидатами и знакомит их с выпускниками, которые живут рядом с ними. Джоди Расселл (Jodie Roussell), которая с января учится в бизнес школе IMD по программе MBA, узнала об этом учебном заведении из лекции, которую вели представители преподавательского состава школы, несколько лет назад. Встреча с выпускниками и разговоры с ними убедили её, что получение образования за рубежом вполне оправдано, кроме того, это сулило возможность вырваться из замкнутого круга карьерных перспектив Северной Америки. «Кризис изменил расстановку сил на поле образования», - говорит Расселл.

По материалам сайта www.online.wsj.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги