К счастью, изменения уже начались. Существует настоятельная потребность в эволюции менеджмента: от этого зависит наше общее будущее. Хотя говорят, что «лидерами не становятся, а рождаются», это неверно. Алмаз требует огранки.
Дефицит лидерства
На рынке много умных специалистов, обладающих техническими знаниями и навыками. Бизнес школы выходят на мировой уровень, конкуренция между ними растет, а недостатка в талантах не наблюдается. Но почему вышло так, что именно бизнес школы подготовили тех, кто привел мир к недавнему финансовому кризису? Кризису, который бывший советник президента Рональда Рейгана Дэвид Герген (David Gergen) назвал «результатом дефицита лидерства».
Кажется, маятник пошел в обратную сторону.
Все больше бизнес школ признает, что их программы могут сыграть решающую роль в формировании будущих лидеров. Эта тенденция началась еще несколько лет назад, но тогда школы просто добавляли слово «лидерство» в описание старых курсов и программ, надеясь, что никто не заметит, что «вопросы лидерства» в учебном плане – не более чем дань моде. Но реальная необходимость в специалистах, способных взять на себя роль ответственного лидера, привела к появлению целого ряда многообещающих инициатив в бизнес школах.
QS MBA Fair: Топовые бизнес-школы мира в Москве (Регистрация) QS 1-2-1 Connect: Интервью с представителями лучших бизнес школ мира (Регистрация) |
Что лучше: создавать будущих лидеров или ждать, пока они появятся сами, если, конечно, у них будет шанс пробиться? Бизнес школы начали решать проблему подготовки ответственных лидеров по четырем направлениям.
Ответственные лидеры
Во-первых, лидеры должны понимать свои сильные и слабые стороны, а также демонстрировать верность принципам.
Все больше бизнес школ признает, что для достаточной подготовки завтрашних лидеров критерии приема студентов не должны ограничиваться результатом GMAT. Даже студенты с обширным опытом могут поступить в школу, не осознавая в полной мере свои ценности, приоритеты и склонности.
Программы, подобные «Озвучивая ценности» (“Giving Voice to Values”) Aspen Institute , и курсы, делающие акцент на рефлексии, все чаще появляются в бизнес школах. Они не навязывают студентам определенный набор ценностей, а способствуют тому, что участники становятся более вдумчивыми, меньше верят упрощенным схемам, стараются ответить на глубинные вопросы и четче осознают собственные предубеждения.
Все больше школ понимает, что комплексный анализ и решительные действия – это прерогатива лидеров, которые знают свои сильные и слабые стороны, и которым приходилось совершать смелые поступки.
Во-вторых, лидерство часто зависит от помощи, наставничества и тренингов, позволяющих наиболее полно раскрыть потенциал студента. Таким образом, все больше бизнес школ предлагают участникам индивидуальные тренинги и возможности проявить лидерские навыки по отношению друг к другу.
В-третьих, лидеры должны хорошо разбираться в самом лидерстве, чтобы успешно учить остальных. Почему это так важно? Потому что необходимо отказаться от академической традиции, когда студентов учат, что такое лидерство, а не как лидировать.
Теперь лидерам придется выступать в качестве главных учителей в организациях и играть решающую роль в создании, так называемой, «компании лидеров» – термин принадлежит исследователям University of Michigan Роберту Куинну (Robert Quinn) и Грэтчену Спрейтцеру (Gretchen Spreitzer), – организации, в которой сотрудники на каждом уровне предлагают инициативы, действуют в интересах компании и поступают так, словно являются ее владельцами.
И наконец, лидеры должны быть любопытными. Сегодняшние проблемы не появляются в аккуратной упаковке, и лидерам необходимо уметь признавать ошибки, искать новые ответы и эффективнее учиться. Они должны спрашивать больше, чем требуется для решения отдельного вопроса, и искать альтернативы, даже если принимают срочные меры.
Исторически понятие «лидер» означает совсем не другое, но именно эти качества нужны будущим руководителям, чтобы преуспеть.
Педагог, писатель и государственный служащий Джон Гарднер (John Gardner), которого как-то назвали «лидером лидеров», задался вопросом: «Почему во время основания США из трехмиллионного населения вышли шесть лидеров мирового уровня, в то время как сегодня 300 миллионов американцев не могут предложить и трех?».
В условиях современных мировых проблем требуется больше лидеров. Бизнес школам необходимо готовить специалистов, которые не просто получат властные полномочия, но, что еще боле важно, станут завтрашними ответственными руководителями.
Будем надеяться, что маятник качнулся в сторону создания лидеров.
По материалам сайта TopMBA.