В бизнес школах в последние несколько месяцев не наблюдается особого увеличения числа студентов: по мере того, как компании урезают бюджеты своих образовательных программ, во многих школах сокращается число кандидатов на получение образования для исполнительного руководства.
Однако сам кризис раздувает спрос в других областях, а именно спрос на курсы для высшего руководства по преодолению последствий спада и управлению компанией в неблагополучный период. Многие школы разрабатывают серию новых предложений. Некоторые изменяют фокус образовательных программ, совмещая классические бизнес-блоки и результаты позднейших многочисленных исследований о природе кризиса.
Все это происходит в ответ на спрос клиентов, которые не хотят ждать целый год или два, чтобы сформировать новый курс, помогающий менеджерам пережить трудные времена.
“Нам нужны люди, готовые действовать, знания и умения которых можно сразу применить”, - говорит Нэнси Теннант (Nancy Tennant), вице-президент Whirlpool Corporation по стратегическим вопросам и вопросам лидерства. Эта компания посылает порядка 500 своих служащих по всему миру на программы повышения квалификации и планирует продолжать это делать в текущем году. “Люди действительно сосредоточены на том, чтобы получить именно то, что им нужно, - добавляет Теннант. - Менеджеры Whirlpool и сама компания нацелены на инновационные способы борьбы с кризисом".
В связи с этим бизнес школы разрабатывают новые программы для исполнительного руководства в течение нескольких недель или пары месяцев. Развитие лидерского IQ (Raising Leadership IQ) – так называется новейший пятидневный курс для исполнителного руководства в Stern School of Business, где с руководителями отрабатываются такие темы, как менеджмент в условиях неопределенности или понимание эмоционального IQ. Профессор NYU Анат Лехнер (Anat Lechner), который разработал курс этой зимой, говорит, что он поможет им справиться с беспрецедентной неопределенностью и “не сойти с ума” во время спада.
“Одна из самых сложных задач для руководителей - разобраться в себе, указать направление развития компании и быть способным справляться с ежедневными трудностями”, - говорит Лехнер.
Для исследования специфических тем, которые стали актуальным во время спада, London Business School выпускает серию коротких курсов под общим названием “Менеждмент во время спада”, которые стартуют в марте. Будут рассмотрены такие темы, как роль совета директоров компании, проходящей процедуру смены собственника, или как выработатать стратегию развития, не зная, что будет завтра.
Рори Симпсон (Rory Simpson), заместитель декана школы по программам повышения квалификации, утверждает, что представители компаний теперь ищут курсы, способные помочь им понять природу меняющегося бизнес-ландшафта вместо недавно популярных курсов, включавших обучение на основе реального опыта и групповую работу. “Им нужны серьезные программы для серьезного времени”, - говорит он. Чтобы снизить нагрузку на кризисные бюджеты корпоративных тернингов, курсы ужаты до двух дней и стоят порядка $4000, что составляет половину стоимости традиционного пятидневного курса.
Обращение к продолжительной неопределенности – другая горячая тема. Новый курс Управление жизнеспособной организацией (Leading a Resilient Organization), который осенью предложит своим слушателям Wharton School, имеет целью помочь участникам анализировать свою компанию, а также развивать культуру лидерства в сложной бизнес-среде. Кэти Пирсон (Kathy Pearson), ассистент профессора в Wharton, работает в сфере executive education уже 12 лет. Она рассказала о беспрецедентном спросе на подобные курсы. “Особенность сегодняшнего дня в том, что многие компании терпят неудачу”, - говорит она.
Конечно, курсы по лидерству в быстро меняющихся условиях существовали во многих бизнес школах и раньше. Они оставались популярными, несмотря на снижение спроса в других областях. Стюарт МакГичан (Stuart McGeechan), вице-президент NDS Americas Inc. (дочерняя компания NDS Group, компании телевизионных технологий), посещал прошлым летом шестидневный курс под названием "Лидерство в условиях перемен и обновление организации", проводимый совместно Harvard Business School и Stanford Graduate School of Business.
Этот предмет преподавался в Stanford с 2001 года, однако настоящий курс основан на материалах текущего финансового кризиса. МакГичан говорит, что курс подготовил его к приватизации компании этой осенью, чего он не предполагал делать. “Я почувствовал, что это судьба”, - рассказывает он.
Пирсон из Wharton говорит, что в дополнение к росту спроса на курсы, связанные с экономическим спадом, многие участники программ для исполнительного руководства стремятся к еще большим изменениям. Они выступают за увеличение нагрузки на занятиях и изучение насущных проблем. Случай, относящийся к делу: на прошлой неделе консультативный совет руководства фармацевтической компании провел встречу с представителями школы и сообщил, что его члены как никогда ранее озабочены тем, что им предстоит изучать. Пирсон приняла к сведению их комментарии и другие подобные пожелания. Это привело к тому, что школа по-другому расставила акценты в некоторых долгосрочных образовательных программах.
Кроме предоставления новой информации, школы меняют способ представления курсов. Стив Мэхали (Steve Mahaley), технический директор Duke Corporate Education, стал помогать заинтресованным корпоративным клиентам развивать программы дистанционного обучения, используя технические возможности самих компаний. Это пример попытки сокращения транспортных расходов, которые достигают 60% стоимости курса.
По словам Мэхали, некоторые корпоративные клиенты будут иметь доступ к курсам с помощью мобильных коммуникаторов, гипертекстовой среды, виртуальных технологий и электронных обучающих игр. “Представители компаний утверждают, что по-прежнему хотят обучать своих сотрудников, но не могут позволить себе оплачивать их путешествия по всему миру”, - говорит Мэхали, который уже этой весной начнет работу с тремя клиентами, используя новые технологии.
По материалам сайта www.online.wsj.com.