Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Курс на Восток

Курс на Восток

Ближний Восток представляет собой благодатную почву для бизнес образования. Высокие показатели занятости, стремительный рост ряда отраслей, а также устойчивый рост экономики заставляют американские и европейские бизнес школы буквально драться за место на региональном рынке.

«Исторически сложилось так, что программы MBA направлены на «денежные» регионы, - говорит Питер Родригес (Peter Rodriguez), декан факультета международных дел Darden School of Business. - Очевидно, что Ближний Восток станет площадкой развития экономики завтрашнего дня и в ближайшие годы будет твердым финансовым центром. Люди стараются опередить события».

Открытие программ за границей и сотрудничество с ближневосточными учебными заведениями поможет школам поднять авторитет во всем мире, наладить связи, привлечь лучших педагогов и новых студентов.

Тем временем, несмотря на то что американские университеты и профильные школы укрепились на передовых позициях в регионе – образовательный центр Education City, расположенный в Катаре, разместил на своей территории несколько кампусов филиалов американских факультетов, включая Медицинский колледж Корнельского университета (Weill Medical College of Cornell University), Дипломатическую школу Джорджтаунского университета (Georgetown School of Foreign Service) и Университет Карнеги-Меллон (Carnegie Mellon University) – европейские учебные заведения, похоже, лидируют в сфере бизнес образования.

Так, например, бизнес школа Insead, уже имеющая два кампуса во Франции и Сингапуре, открыла образовательный и исследовательский центр (Executive Education) в Абу-Даби, предлагающий как программы для руководителей конкретных компаний, так и программы со свободным зачислением. London Business School с сентября запустила программы degree (с присуждением степени) и non-degree (краткосрочные программы без присуждения степени) – впервые школа предлагает за границей программу под своим брендом.

Лондонская школа Cass Business School недавно запустила программу Executive MBA в Дубае совместно с Дубайским Международным Финансовым Центром (Dubai International Financial Centre), специализирующуюся на двух направлениях: энергетика и исламские финансы. А Cambridge Executive Education имеет контракт с Департаментом гражданской службы Абу-Даби на открытие программ.

«Местная система высшего образования менее развита, поэтому очевидна необходимость привлечения иностранного опыта для создания инфраструктуры», - говорит Лоуренс Абельн (Lawrence Abeln), директор Cambridge Executive Education в школе Judge Business School.

Возможно, главной причиной того, что европейские бизнес школы так активно налаживают связи и открывают программы на Ближнем Востоке, является географическая близость региона.

Трудности с поступлением в американские институты в связи с отказами в визах

Взаимодействие между американскими университетами и образовательными учреждениями на Ближнем Востоке в последнее время затруднено – главным образом, в связи с усложнением процесса получения визы в Штаты.

После атак 11 сентября 2001 года США усилили ограничения на получение учебной визы иностранными студентами, что привело к снижению числа поступающих в американские школы в 2004 и 2005 годах.

Такой спад подкрепил опасения, что снижение количества иностранных студентов может ослабить конкурентные позиции США. Изменение визовой политики ускорило процесс выдачи виз и вернуло на прежний уровень количество заявок.

Но несмотря на восстановление числа заявок, по данным Council of Graduate Schools, 65% американских школ по-прежнему заявляют о снижении числа заявок от иностранных студентов по сравнению с 2003 годом. Снижение заявок от иностранных студентов составило 16% по сравнению с 2003 годом.

«Наши факультеты в США весьма сожалеют о сложившейся ситуации с визами, - говорит Стефан Шимански (Stefan Szymanski), заместитель декана MBA программ бизнес школы Cass. – Это в значительной мере обедняет программы».

Тем не менее, Марк Цупан (Mark Zupan), декан школы Simon Graduate School, заявляет, что США по-прежнему остаются популярными среди студентов с Ближнего Востока. По словам профессора Цупана, входящего в состав правления University of Sharjah, каждый год число студентов с Ближнего Востока составляет порядка пяти человек в группе из 675 человек. «Людей, как правило, больше всего привлекает качество обучения, и здесь США остается лидером», - говорит он.

«Ближний Восток с британской нацией связывают давние узы, так же как и с Францией. В этих странах мы чувствуем себя намного комфортнее, чем в Америке, где порой ощущается агрессия современного американского общества», - считает Шимански.

«Европейские школы настойчивее экспортируют свои программы на Ближний Восток и в другие регионы, поскольку им не хватает потенциальных студентов в своих странах», - говорит Джон Фернандес (John Fernandes), президент и глава AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business).

По его мнению, необходимо находить новых людей, готовых платить за образование, ведь число европейцев соответствующего возраста начинает снижаться. Количество людей в возрасте 25-29 лет, составляющих большинство студентов бизнес школ, в Западной Европе уменьшается, в то время как в Америке оно будет увеличиваться вплоть до 2020 года.

«Европейские школы более напористы в стремлении укрепить свои бренды в других странах, поскольку на родине потенциальных студентов нет», - считает Фернандес.

Согласно данным Бюро переписи населения США (US Census Bureau) и AACSB, к 2020 году число людей в возрасте 25-29 лет упадет на 30 % в Восточной Европе и на 7,5 % в Западной Европе. В Северной Америке, наоборот, эта цифра увеличится на 13 % к 2020 году.

«Европейские бизнес школы, укрепляющие свои международные позиции на Ближнем Востоке, учреждая программы с присуждением степеней и открывая филиалы своих факультетов, могут таким образом делать свои бренды более разносторонними», - говорит профессор Родригес из Darden School of Business.

«Многие европейские школы существуют всего десять – двадцать лет, и для них такая экспансия является инновацией, - считает он. - В то время как некоторые американские бизнес школы активно занимались открытием факультетов в регионе, студенческими обменами, искали партнеров для проведения исследований, оказалось, что на самом деле партнеров не так и много. Некоторые школы, осмелюсь сказать, неразборчивы в выборе партнеров, американские школы хотят эксклюзивных совместных программ».

Действительно, Питер Ядерстен (Peter Jadersten), директор центра Insead в Абу-Даби, озабочен, что некоторые бизнес школы «могут чрезмерно утвердиться в регионе».

«Это стимулирует дальнейшее продвижение, - говорит он, - спрос велик, велико количество наличных средств, но, в конечном счете, если сравнить регион с Европой, США или Азией, рынок относительно невелик. Школы влекомы конъюнктурными соображениями, не всегда сочетающимися с глубоким расчетом».

По материалам сайта www.ft.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги