Роман с бизнесом начался в 1980 году и превратился в безумную страсть, которую подкрепляли не только деньги, но и блеск, гламур и принадлежность к классу. В 2009 году деньги кончились, и кругом воцарилась атмосфера такого беспорядка и замешательства, что было сложно сказать, что произойдет дальше. В 2010 году станет ясно, что принадлежность к классу и блеск тоже исчезают из бизнеса. Это будет конец романа: бизнес утратил свое былое очарование.
На протяжении развития этой любовной истории бизнес школы играли роль купидона. Во-первых, они превратили изучение бизнеса в (почти) достойную учебную дисциплину. Еще важнее то, что они сделали ее общественно угодной, то есть тем, к чему стремился бы даже самый образованный человек. Чему хотят учиться самые блестящие и претенциозные студенты Оксфорда и Гарварда? Бизнесу.
Но в 2010 году после второго курса обучения появятся десятки тысяч сверхквалифицированных обладателей MBA, которым некуда будет пойти. Только немногие из них смогут найти работу в сфере банковского инвестирования, а те, кто хочет получить работу в крупных компаниях или консалтинговых агентствах, будут разочарованы. В большинстве случаев они приползут обратно к своим прежним работодателям, чтобы делать практически то же самое, что они делали раньше, и практически за те же деньги. Поскольку эффективность бизнес школы измеряется зарплатой, которую обладатель MBA получает после окончания школы, студенты и работодатели зададутся вопросом: стоит ли это 160 000 долларов, как стоят лучшие программы MBA.
Речь идет не о небольшом кризисном провале. Речь идет о более фундаментальной переоценке. Волшебный миф об MBA на некоторое время сохранит аргументы. В будущем те, кто выложит деньги за получение бизнес образования, сделает так потому, что захочет получить знания, а не потому, что считает, что покупает входной билет в модный и эксклюзивный клуб.
Из этого следует несколько хороших моментов. Станет меньше умников, приходящих в компании, которые считают, что они знают все. Со времени наступления кредитного кризиса в управленческой болтовне наблюдается медвежий рынок, но до сих пор это было только со стороны спроса - менеджеры были слишком поглощены своим присутствием на работе, чтобы вдоволь наговориться на профессиональном жаргоне. В 2010 году упадок MBA прервет поставку болтовни на корню. Претенциозные идеи о бизнесе будут отложены.
Но будут и плохие последствия: если в бизнес придет меньше умных и амбициозных людей, то может пострадать экономика. Вместо этого таланты отправятся преимущественно в государственный сектор, в юриспруденцию и медицину, которые уже и так переполнены яркими людьми.
В то время как бизнес школы будут подрывать романтику бизнеса в целом, правительство также внесет свою лепту, усиливая контроль. Никому из членов совета директоров зарегистрированной на бирже компании в 2010 году не будет весело: не только процедурная сторона дела станет более обременительной, но и будет еще больше общественной истерии по поводу того, сколько платят директорам и даже, - по крайней мере, в Британии – сколько они заявили об издержках. И, учитывая, что наверху переживаются такие тяжелые времена, нереально ждать какого-то оживления внизу.
Движение государственного сектора вперед может привести к некоторым другим непредусмотренным последствиям в частном секторе. Наступающий год станет расцветом для ковбоя, который поторопится занять новые амбразуры и станет оттуда убивать. Это будет примерно как 1970-е, когда бесконечная рецессия и последствия вторичного банковского кризиса в Великобритании привели к расцвету спекулянтов и преступников. В 2010 году появится новая каста неизвестных миллионеров. Это будут не напичканные теориями обладатели степени МВА. Это будут уличные торговцы, быстрые на ногу и без каких-либо угрызений совести. Их нечистый на руку успех сделает так, что бизнес станет выглядеть еще грязнее.
Вас взяли!
Конец романа будут тяжело переживать в наших гостиных, где в течение последнего десятилетия мы собирались смотреть программы о феноменально успешном бизнесе, такие как “The Apprentice” и “Dragons’ Den”. Эти шоу в 2010 году будут выглядеть устаревшими: в их основе лежала идея бизнес-мечты и романтики блестящего стола в комнате совета директоров. Вершина делового телевизионного рынка была нечаянно провозглашена в 2009 году, когда Гордон Браун (Gordon Brown) возвел сэра Алана Шугера (Alan Sugar) в лорды и попросил его дать совет – так одним ударом была разрушена романтика телевизионного бизнеса.
Новые телевизионные серии, похоже, примут более мрачную линию и будут смоделированы на основе аргентинской классики “Recursos Humanos”, где участники, соревнуясь, роняют свое достоинство, выпрашивая разрешение на грязную работу в качестве чернорабочего. Возможно, это зрелище, вызывающее привыкание. Но определенно не гламурное или модное.
По материалам сайта
www.economist.com
.