Бывшие студенты не будут перечислять деньги в школу, если не чувствуют причастности к учебному заведению или не удовлетворены опытом, приобретенным на программе МВА. Таким образом, процентное соотношение дарителей будет наилучшим показателем как отношения выпускников к учебному заведению, так и значения сети контактов, к которой получает доступ студент.
Какие бизнес школы достигли самых высоких результатов с этой точки зрения? Год за годом Tuck School опережает все остальные учебные заведения в мире. Например, в прошлом году 67% из 8976 выпускников МВА Tuck направили в школу подписанные чеки. Это поразительно, потому что среднее число благотворителей в бизнес школе первой двадцатки составляет около 20%.
«Это как поставить рекорд, - радуется Данос. – Признание школы растет по мере того, как наши выпускники рассказывают остальным о приобретенном опыте. Удовлетворенность программой выражается в таком высоком уровне жертвователей. Думаю, это подтверждает правильность выбранного нами пути».
Кроме того, в этом году число дарителей в Tuck достигло самого высокого уровня – 70% выпускников, превысив прошлый пик – 67,5% в 2008 году.
За Tuck следуют School of Management при Yale University, в прошлом году 46% ее выпускников MBA пожертвовали школе деньги; Darden School при University of Virginia, где доля благотворителей составила 43%, и Stanford Graduate School of Business, ради которой раскошелился 41% бывших студентов.
Это победители, а кто же оказался в конце списка? В Carlson School при University of Minnesota только 5% выпускников жертвуют школе. Затем следуют две известные техасские школы: McCombs School of Business (8%) и Cox School of Business при Southern Methodist University (10%). Несколько школ, в том числе Chicago Booth и Wharton, отказались предоставить информацию о числе благотворителей, скорее всего потому, что она не слишком благоприятна для этих учебных заведений. В таблице ниже мы привели примерные показатели для школ, не предоставивших данных.
Джозеф Томас (Joseph Thomas), декан Johnson School при Cornell University, называет показатель Tuck 67% «поразительным»: «Это означает, что Tuck все делает правильно уже несколько лет. Чем выше процент, тем больше степень удовлетворенности».
«Ежегодный процент дарителей – это лучший индекс силы сети выпускников, - настаивает Дэвид Селон (David Celone), глава ежегодной кампанию по сбору средств в Tuck. – Это единственный показатель, который ежегодно охватывает 100% выпускников, и учитывается в каждой школе».
«Как показывает опыт, если студент обращается к выпускнику Tuck, он получит звонок или электронное письмо через день, если не через час, - говорит Селон. - На звонок кого-то из Tuck выпускники отвечают почти в 100% случаев. Однако мы не можем судить, что происходит в других школах, потому что это невозможно отследить». Служба карьерного развития Tuck собирает информацию о бывших студентах, которые нашли работу посредством сети выпускников. По словам Дэвида Селона, благодаря ней около 70% студентов, завершивших обучение в 2010 году, нашли работу на полную ставку.
Разумеется, на число благотворителей влияют и внешние факторы. Например, в Johnson School доля жертвователей составляет 20-25%. «Дело в том, что мы делаем акцент на сбор средств во время встреч выпускников, которые проводятся каждые пять лет, - объясняет Джозеф Томас. – В этот период мы рассчитываем получить большие суммы. Мы не считаем такой подход ошибочным, потому что хотим, чтобы люди не теряли с нами связь».
На большинстве государственных университетов неблагоприятно сказывается мнение, что им достаточно финансирования штата. «Многие считают, что нас поддерживает штат, и что как налогоплательщики большинство выпускников уже внесли свою лепту», - замечает Джуди Олиан (Judy Olian), декан UCLA Anderson School of Business. В прошлом году доля выпускников, направивших в Anderson School денежный дар, составила 20%, что ставит эту школу на второе место среди государственных учебных заведений после Darden – 23%.
По словам Олиан, частично это объясняется тем, что большинство выпускников Anderson School живут и работают в Калифорнии, где и располагается школа, и платят налоги правительству штата. «Калифорния, словно, большая страна, - добавляет Олиан. – Это не Род-Айленд или Мэн, не маленькое заброшенное местечко. Здесь живет 75-80% наших выпускников. Они платят налоги и уверены, что через это уже финансируют свое учебное заведение».
Однако существует тенденция, что выпускники гораздо более щедры по отношению к учебным заведениям, где они получили свою первую степень. Например, доля благотворителей в вузах первой десятки такого рейтинга ежегодно варьируется от 50 до 60%. Первую строчку занимает Dartmouth (67%), а десятую – Columbia Business School (16%). Джеймс Эллис (James Ellis), декан Marshall School при University of Southern California, заявляет, что выпускники почти всегда эмоционально связаны со своими вузами: «Это место, куда вы впервые переезжаете из дома, где у вас могли начаться первые серьезные отношения, где вы найдете многих важных друзей».
Так в чем причина удивительно высокого процента дарителей среди выпускников Tuck School? Кроме очевидной симпатии, которую выпускники MBA испытывают по отношению к школе, не стоит упускать из виду, что каждая кампания по сбору денег – это результат больших усилий и прекрасного менеджмента. В школе есть студенческий консультативный совет по годовым пожертвованиям, в котором состоит 25-30 студентов МВА, кроме того почти 600 выпускников Tuck добровольно занимаются тем, что призывают остальных направить в школу определенную сумму.
«Добровольцы рассылают письма по электронной почте, звонят по телефону, устраивают ежегодные обеды и коктейльные вечеринки и поощряют всех сделать пожертвование, - говорит Селон. – Они мотивированы, любят свою школу и находят живой отклик».
Еще более удивительно, что в прошлом году впервые среди благотворителей Tuck иностранных выпускников было немногим больше, чем американцев. Такого действительно раньше не было, потому что в течение долгого времени пожертвования бизнес школам были характерны исключительно для США. Кроме того, существует тенденция, согласно которой недавние выпускники Tuck участвуют более активно: денежный дар направляет до 90% выпускников последних четырех лет и до 80% магистров делового администрирования, окончивших школу от четырех до десяти лет назад. «В остальных школах наблюдается прямо противоположная ситуация, - замечает Селон. – Там недавним выпускникам уделяется меньше внимания, а их наборы самые крупные, что не может не отразиться на числе благотворителей».
Большинство выпускников Tuck говорят, что жертвуют школе деньги из-за приятных воспоминаний об учебе на программе МВА в Ганновере, относительно небольшом и изолированном районе. «Если ваша школа не была хорошей, вы не добились успеха и не получили глубокого образовательного опыта, сложно оставаться ей преданным», - замечает Дон Уилсон Третий (Don M. Wilson III), он окончил Tuck в 1973 году и теперь занимает пост председателя ежегодной кампании по сбору средств для школы.
«Размер Tuck позволяет контролировать ситуацию, - считает Уилсон. – На более крупных программах МВА сложно сказать, что вы знаете каждого в наборе. Но, проведя два года в Ганновере, вы можете с уверенностью об этом заявлять. Размер набора, общение между преподавателями и студентами и достаточно тесное сообщество Ганновера укрепляют возможности для взаимодействия».
СЕТИ ВЫПУСКНИКОВ В 25 ВЕДУЩИХ БИЗНЕС ШКОЛАХ США
Школа |
Процентное соотношение благотворителей |
Средняя сумма пожертвования |
Число выпускников MBA |
Активные клубы выпускников |
Число стран, в которых открыты клубы выпускников |
Dartmouth (Tuck) |
67% |
$200 |
8.976 |
60 |
20 |
Yale |
46% |
$125 |
6.003 |
17 |
4 |
Virginia (Darden) |
43% |
$150 |
9.664 |
90 |
44 |
Stanford |
41% |
$250 |
17.083 |
60 |
33 |
Notre Dame (Mendoza) |
35% |
$200 |
5.456 |
274 |
42 |
Harvard Business School |
27% |
$250 |
43.585 |
98 |
37 |
Cornell (Johnson) |
23% |
$150* |
13.014 |
15 |
7 |
Northwestern (Kellogg) |
22%* |
$150* |
41.503 |
80 |
41 |
Duke (Fuqua) |
20% |
$200 |
14.192 |
34 |
14 |
Pennsylvania (Wharton) |
20%* |
$200* |
39.779 |
78 |
40 |
UCLA (Anderson) |
20% |
$100 |
20.153 |
32 |
11 |
Carnegie Mellon (Tepper) |
19% |
$100 |
8.304 |
35 |
13 |
USC (Marshall) |
19% |
$350 |
25.700 |
47 |
22 |
Chicago (Booth) |
18%* |
$125* |
44.772 |
89 |
38 |
MIT (Sloan) |
18%* |
$100* |
Нет данных |
Нет данных |
Нет данных |
Berkeley (Haas) |
17% |
$200 |
11.302 |
87 |
29 |
Emory (Goizueta) |
17% |
$150 |
8.233 |
28 |
18 |
Columbia Business School |
16% |
$200 |
39.000 |
57 |
35 |
UNC (Kenan-Flagler) |
15% |
$100 |
9.825 |
40 |
14 |
Michigan (Ross) |
14% |
$100 |
26.660 |
51 |
25 |
Indiana (Kelley) |
12% |
$120 |
14.534 |
13 |
1 |
NYU (Stern) |
10% |
$125* |
42.863 |
62 |
42 |
SMU (Cox) |
10% |
$100 |
10.651 |
30 |
22 |
Texas-Austin (McCombs) |
8% |
$100 |
17.726 |
35 |
13 |
Minnesota (Carlson) |
5% |
$70 |
15.268 |
1 |
1 |
*по оценке Poets&Quants
По материалам: