Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Классика Оксфорда

Классика Оксфорда

"Учтите: у вас есть большое стартовое преимущество – базовое российское образование. Система обучения в Oxford University такова, что нужно много и быстро читать, а также писать довольно длинные и структурированные эссе. Правильно и убедительно посчитать недостаточно", - рассказывает Владимир Тодрес, выпускник 2006 года Said Business School.

«А теперь давайте назовите самое главное, чему вы научились на программе MBA!» Вот сидели на званом ужине «деканского списка» (10% лучших студентов курса), никого не трогали, футбол обсуждали. Но у приятеля Пирса американская привычка: задавать вопросы в лоб. Пришлось отшучиваться. Один сокурсник говорит: «Средневзвешенную стоимость капитала брать с потолка», другой: «Академической гребле», я: «Американцев с материковыми китайцами могу без обид разводить». И так далее. Мы смеемся, а Пирс в блокноте что-то пишет. Потом поднял глаза: «Длинный список получается. И ведь все – правда!»

Я собрался получать степень МВА после долгих размышлений. За плечами у меня было два высших образования МГУ (естественно-научное и гуманитарное) и успешная карьера международного финансового журналиста и аналитика. Ее можно было продолжать, не тратя времени (и десятков тысяч долларов) на курс MBA. Но я хотел изменить ее течение, перейдя в финансовый сектор или консалтинг. Для этого нужно было пополнить массив знаний и навыков и систематизировать уже имеющиеся.

Cмена направления, она же career switch, – распространенная причина поступления на программу МВА. Среди других причин может быть желание придать новый импульс нынешней карьере, получить знания для ведения собственного бизнеса или (что важно для многих студентов из стран с развивающейся экономикой) наработать контакты на Западе и изучить западный подход к бизнесу. Нередко люди поступают на программу МВА, не имея четкого представления о своих целях и надеясь, что они прояснятся к концу обучения.

В Оксфорде (Oxford), впрочем, последних мало. Здесь крайне интенсивная программа, в которой приходится выбирать широкое направление уже в конце первого триместра (то есть на третий месяц обучения), а конкретную специализацию – в конце второго (на пятый месяц). Большинство моих сокурсников четко видели свои цели уже в момент поступления.

У бизнес школы Said много плюсов, но сжатая программа длиной в один год (а не два, как в большинстве школ) – один из важнейших. Цена «выпадения из рынка» на более долгий срок может оказаться чересчур высокой. Естественно, за краткий срок приходится расплачиваться интенсивностью обучения.

Годичных программ, впрочем, немало. Выбирая Оксфорд, абитуриенты руководствуются многими критериями. Во-первых, эта школа, уже входящая в первую мировую двадцатку, постоянно повышает свое положение в рейтингах. Во-вторых, повторю еще раз: приезжая в школу всего на год, хорошо бы уже знать, чего ты от нее хочешь.

В-третьих, многого стоит аура восьмисотлетнего Оксфордского университета (от обязательных мантий на экзаменах до гребных гонок в ноябрьский дождь) и широкая сеть его выпускников. Это важно понимать: сеть alumni бизнес школы – лишь часть общеоксфордской сети, а практика разброса студентов Said по оксфордским колледжам (где большинство из нас живут) обеспечивает общение не только с сокурсниками, но и со студентами и выпускниками всего университета.

В-четвертых, сама школа поразительно интернациональна. Из 220 человек нашего курса примерно треть – с американского континента (в основном из США), чуть больше трети – из Европы (от Ирландии до России), несколько человек – из Африки и с Ближнего Востока и около четверти – из азиатских стран (преимущественно Индии и Китая). Учиться – решать кейсы и писать проекты – приходится в группах по 4–5 человек, которые меняются каждый триместр из соображений разнообразия (diversity). Это делает обучение одним большим краш-курсом по переговорам и национальным особенностям бизнеса.

Все эти особенности Оксфорда можно (и нужно) увидеть еще на стадии выбора школы. Честно говоря, установив критерии для школы (рейтинг, длительность обучения, Европа или США, вес различных предметов в программе, состав слушателей и т.д.), я сузил круг выбора на основании бесед с выпускниками и чтения материалов в Интернет. Увидеть школу своими глазами, конечно же, необходимо, но все приличные места вы все равно не объедете, и от Москвы они далеко. Так что личное посещение школ я отложил до момента интервью (если до него дойдет) – просто для максимизации соотношения «усилие/результат».

Во вступительном эссе вам нужно продемонстрировать несколько моментов: нестандартность мышления, зрелость и – особенно для Оксфорда – общую эрудицию. Изящество стиля приветствуется, но от людей с неродным английским его никто особенно не ждет. В отличие от других школ, которые требуют от вас несколько коротких эссе, Оксфорд хочет два – но длинных. И поверьте: несмотря на их длину, приемная комиссия на самом деле читает ваши сочинения, и поднятые вами темы с большой вероятностью всплывут на интервью.

На интервью лучше приезжать лично – даже если вы уверенно чувствуете себя в телефонных разговорах по-английски. Это ваш шанс увидеть школу, студентов и кампус собственными глазами – и сделать окончательный выбор. На стадии интервью выбор уже больше за вами, чем за школой (хотя, конечно, испортить можно все и всегда, даже финальное собеседование).

Серьезное отношение к выбору школы убережет вас от неприятных неожиданностей в ходе обучения – или по крайней мере сведет их к минимуму. Для меня неожиданности были скорее приятными, и главных среди них оказалось две: во-первых, среди студентов Said много людей старше классического возраста MBA, а значит – более опытных. Лекции быстро превращаются в обсуждение с обилием неожиданных (в том числе и для самих профессоров) практических примеров. Такая лекция может легко выйти из-под контроля – но профессора Said, видимо, уже привыкли к такому студенческому составу и эффективно дирижируют дискуссией. Во-вторых же, в школе царит атмосфера взаимопомощи, а не конкуренции – и это выгодно отличает ее от большинства американских школ. Возможно, причина этого в том, что в Oxford University выставляются абсолютные, а не относительные оценки. Если в INSEAD экзамен по определению не сдают десять процентов худших студентов, то в Said ваши знания оцениваются не относительно сокурсников, а относительно содержания предмета: треть курса может провалиться, а остальные – сдать с отличием. Проще говоря, можно оказаться лучшим не обязательно за счет товарища.

Первый (да и второй) триместр кажется полным кошмаром: сотни страниц чтения, десятки страниц Excel, подготовка заданий и презентаций, а в сутках только 25 (у особо организованных – только 26) часов. Успокойтесь: это у всех. Успешно сданная первая сессия предопределяет ваш успех и в дальнейшем.

Учтите: у вас есть большое стартовое преимущество – базовое российское образование. Система обучения в Oxford University такова, что нужно много и быстро читать, а также писать довольно длинные и структурированные эссе. Правильно и убедительно посчитать – недостаточно. Казалось бы, эта система дает фору нашим коллегам с родным английским – но взгляд на «деканский список» убеждает, что это совсем не так: большинство в нем составляют люди из континентальной Европы (включая – на заметном месте – Россию), Китая и Индии. Базовое умение считать, вычленять главное и логически структурировать аргумент (а именно этому нас учат в школе и на первых курсах институтов) оказывается по меньшей мере столь же важным, чем уверенность в себе и блеск презентаций, которыми отличаются американские однокурсники.

Стоит повторить: трудно будет (хотя и по-разному) и вам, и им. Времени мало. Его может хватить максимум на одно серьезное увлечение помимо занятий: либо школа и спорт (гребля, регби, футбол – выбор богатый), либо школа и семья, либо школа и (в разумных пределах) английское пиво. Но никак не школа, семья, гребля и пиво в равных долях! Кстати, о семье. Оксфорд – красивое и интересное место, где ваш спутник/спутница и дети смогут провести идеальные годичные каникулы (в течение которых заодно выучат английский язык). Но им должно быть с самого начала ясно: вас они будут видеть редко, еще реже, чем когда вы много и тяжело работали в России. Со своими детьми я могу проводить либо субботу, либо воскресенье – но не целый уик-энд. Отдых для вас – это networking, налаживание новых и поддержание старых контактов.

Год обучения пролетит быстро. Последние его месяцы вы будете меньше волноваться за результаты учебы, и куда больше – за поиск работы. Конечно, в школе есть специальный отдел под названием career center, организующий встречи с потенциальными работодателями, и семинары по прохождению интервью и написанию резюме. Но не ждите, что школа найдет вам работу. Она ее не найдет, да и не будет искать. Искать будете вы сами, используя созданную вами сеть контактов. И стоит учесть: чем большего вы добились до школы, чем больше ваша ценность (и, соответственно, притязания), тем меньше вы подходите под рекрутерский стандарт, а значит – тем больше успех зависит от вас лично.

Так, собственно, было на всем протяжении вашей карьеры. Только после школы за вами будет стоять еще и солидный багаж знаний, восьмивековой бренд Oxford University и поддержка мощной сети его выпускников – от Кэрролла, Толкиена и Маргарет Тэтчер до самых успешных банкиров лондонского Сити и руководителей крупнейших мировых компаний.

По материалам сайта www.begin.ru.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги