Едва ли количественный рост будет долго продолжаться после двадцати лет. Теперь китайские бизнес школы борются за качество предлагаемого образования.
Конкуренция среди китайских школ будет обостряться по мере того как студенты, в том числе иностранные, осознают ценность степени МВА, полученной в Китае, а не в таких традиционных центрах, как Западная Европа и США.
В настоящее время несколько признанных китайских бизнес школ предлагают степень МВА международного уровня, а некоторые учебные заведения сотрудничают с западными школами, например, Sloan School of Management при Massachusetts Institute of Technology поддерживает партнерские отношения с Tsinghua University School of Economics and Management.
Учитывая такое разнообразие, очень важно не ошибиться, выбирая программу МВА в Китае. В зависимости от бизнес школы варьируются явные достоинства и недостатки программ МВА.
Возможно, самым очевидным преимуществом обучения на программе MBA в Китае является то, что в условиях бурно развивающегося китайского рынка магистры делового администрирования быстрее продвигаются вверх по карьерной лестнице, чем в большинстве зрелых экономик.
В связи с быстрым перемещением отраслей в Китай появилась потребность в большом количестве высококвалифицированных менеджеров, которые разбираются в практиках ведения бизнеса как на Западе, так и в самом Китае.. «Ощутимо не хватает опытных менеджеров, - отмечает Ма Джиа. – У выпускников МВА здесь больше возможностей трудоустройства и развития».
Китайский бизнес с точки зрения выпускника MBA
Получая степень MBA в китайской школе, студенты на собственном опыте знакомятся с практиками ведения бизнеса в стране, что дает им значительное преимущество перед теми, кто планирует здесь работать, получив диплом МВА на Западе.
Речь идет не только о переезде с Запада на Восток, но и о регионах самого Китая, так как необходимо понимать разницу между Китаем и Гонконгом.
Порой Гонконг, специальный административный район Китая, неотделим от Китайской народной республики, но только не в отношении опыта, который может получить студент МВА. «В Гонконге много конкурирующих программ, их состав сильно отличается с точки зрения демографии, - говорит Патрик Грум (Patrick Groom), менеджер по вопросам приема иностранных студентов в Cheung Kong Graduate School of Business в Пекине. – Школы здесь настолько многонациональны, что студентов из Гонконга меньшинство».
Однако гонконгские программы в большей степени ориентированы на Запад, и в меньшей касаются практик бизнеса в Китае и мирового влияния КНР. «Студентам, которые учатся в Гонконге, может не хватать общих знаний о деловой среде материкового Китая, а также понимания его культурных отличий», - добавляет Грум.
Опыт МВА в Гонконге
Это вовсе не означает, что Гонконг не предлагает иностранным студентам других уникальных возможностей.
«Благодаря стратегическому расположению Гонконга, мирового центра свободной экономики, тесно связанного с бизнесом материкового Китая, студенты МВА получают прекрасные возможности нетворкинга и развития карьеры, - заявляет Полин Чунг (Pauline Cheung), член приемной комиссии и специалист по вопросам маркетинга в Hong Kong University of Science and Technology Business School. – Они погружаются в международную культуру Гонконга с акцентом на китайском бизнесе, едва ли подобное можно найти где-то еще».
Некоторых иностранных студентов беспокоит вопрос культурного шока во время учебы на программе МВА в Китае, и в таком случае, Гонконг будет лучшим выбором. При этом большинство бизнес школ материкового Китая предлагают студентам курсы китайского языка.
Кроме того, понимание культуры второй крупнейшей мировой экономики – это самый важный актив, который только могут приобрести студенты МВА в Китае. «Мы считаем, что каждый серьезный менеджер, вне зависимости от сферы деятельности и региона, выиграет от более глубокого знакомства с Китаем», - говорит профессор Лидия Прайс (Lydia Price), помощник декана программы МВА в Chine Europe International Business School.
«Китай может предложить реальные примеры рынков в действии, - продолжает она. – Благодаря быстрому темпу развития студенты на практике наблюдают аспекты, связанные с инновациями, динамикой конкуренции, эволюцией рынка и другими стратегическими концепциями бизнеса, которые кажутся абстрактными, когда их изучают на Западе».
По материалам: