Текущая рецессия может стать ключевым моментом в развитии азиатских бизнес школ. Экономическая ситуация в этом регионе складывается более благоприятно, чем на западе, рейтинги бизнес школ повышаются, мировая общественность проявляет внимание, так что вполне возможно, что восточные бизнес школы преуспеют в ближайшие годы.
Плавная рецессия?
Когда в Китае и Индии произошел резкий подъем деловой и промышленной активности, ряд ключевых школ в этих странах приобрели мировое значение. Учитывая стойкую уверенность в том, что рецессия в азиатских странах будет не такой глубокой, а подъем начнется раньше, чем на Западе, многие бизнес школы этого региона готовятся к лучшим временам.
Крис Цанг (Chris Tsang), заместитель директора по программам уровня postgraduate в бизнес школе Hong Kong University of Science and Technology (HKUST), говорит: «В данный момент мы испытываем смешанные чувства. В краткосрочной перспективе наши выпускники пострадали от глобального кризиса. Студенты, которые получат дипломы в этом году, готовятся к тяжелым временам, и неважно, где они собираются жить и работать: в США, в Европе или в Азии. Но если мы говорим о среднесрочной перспективе, то экономика наших стран пострадает в меньшей степени, чем экономика Европы или США. В Китае много наличных денег и уровень накоплений выше, и если правительству удастся переключить спрос с экспорта на потребление внутри страны и предпринять действия по развитию инфраструктуры, то рецессия не будет такой тяжелой и выход из неё произойдет быстрее. Те, кто поступает на программы MBA в 2009 году, окончат бизнес школы в 2011, к этому сроку экономика должна восстановиться. Кроме того, программы MBA в азиатских бизнес школах стоят дешевле, что привлекает сюда студентов из других частей света, которые стремятся выйти на глобальный уровень. Обучение здесь дает бесценный опыт международного общения».
Если азиатские рынки восстановятся быстрее, то именно в этой части света сосредоточат свои рекрутинговые усилия мультинациональные компании. «Большинство рекрутеров понимают, что Азия вскоре станет ключевым развивающимся рынком, особенно когда экономическая ситуация начнет налаживаться, - объясняет Джоан Тай (Joan Tay), директор карьерного центра в National University of Singapore Business School (NUS). - Мы наблюдаем общее пристальное внимание со стороны мультинациональных корпораций к выпускникам топовых азиатских бизнес школ. Всё чаще на кампусах, особенно в Сингапуре, встречаются рекрутеры из США и Европы, которые никогда раньше не искали в Азии выпускников MBA для работы на высоком уровне. Мы внесены в список основных школ для рекрутинга».
Благодарите рейтинги
Успех бизнес школ отразился в таблицах рейтингов. За последние два года HKUST и China Europe International Business School (CEIBS) входили в двадцатку лучших школ в рейтинге Global MBAs издания Financial Times. В то же время с 2000 года Indian School of Business, Shanghai Jiao Tong’s Antai College of Economics and Management, Nanyang Business School, NUS и Chinese University of Hong Kong также появлялись в рейтингах. В списке QS 100 ведущих бизнес школ мира в 2006-2007 гг. число бизнес школ этого региона колебалось от 10 до 23.
Новое мнение об Азии
Международное признание и меньшее влияние рецессии позволяет бизнес школам Азии извлекать выгоду из текущей экономической ситуации, сложившейся в мире.
«Экономические неурядицы заставили мировое сообщество по-другому взглянуть на Азию, - говорит Марджори Чанг (Marjorie Chang), административный директор карьерного центра программ MBA в Chinese University of Hong Kong. - Многие студенты раньше и не задумывались о поступлении в азиатскую бизнес школу, а в этом году изменили свои планы».
«Я бы пока не говорил, что происходит сдвиг в распределении экономических сил, но внимание экономического сообщества уже переключается с Запада на Восток, в частности на Китай и Индию, - добавляет Крис Чанг из HKUST. - Это положительно сказывается на количестве аппликантов. Ещё рано говорить о доминирующем положении, но люди больше не смотрят только на США или Европу, они готовы рассмотреть альтернативные варианты».
«Мне приходит на ум поговорка, что для того, чтобы стать успешным за одну ночь, нужно поработать над этим двадцать лет», - говорит профессор Крис Адам (Chris Adam), директор программ уровня postgraduate в Australian Graduate School of Management (AGSM) при University of New South Wales. «Школы нашего региона трудились ради успеха много лет, и мы сейчас видим, что азиатские учебные заведения развиваются как в масштабах, так и в плане уровня знаний. Количество мест на потоке увеличивается, а в силу относительно благоприятной экономической ситуации школы могут обеспечить своих студентов работой после получения диплома».
Текущие изменения
Возможно, это реакция на то, что случилось с финансовым сектором за последние несколько месяцев, но большинство школ говорят о значительном увеличении количества спроса потенциальных студентов из западных стран, особенно от финансистов.
Профессор Стив Декрей (Steve DeKrey), председатель Американской торговой палаты в Гонконге и старший заместитель декана HKUST Business School, говорит: «Предварительные данные по заявлениям на поступление позволяют судить о 50%-ном увеличении запросов и повышении интереса со стороны профессионалов в области финансов из Лондона и Нью-Йорка. Раньше студенты из этих городов не обращали на нас внимания, а сейчас проявляют повышенный интерес, и это действительно драматично. Люди предпочитают школы, которые могут обеспечить трудоустройство, и они знают, что за Азией будущее».
«Сейчас мы получаем запросы от финансистов из тех мест, откуда к нам раньше приезжали только IT-специалисты и бухгалтеры», - говорит Дженнифер Джордж (Jennifer George), помощник декана по академическим программам в Melbourne Business School.
Догнать и перегнать Америку?
Дженнифер Джордж всё же с осторожностью относится к идее доминирования Азии. «Возможно, настал один из переломных моментов в секторе бизнес образования. Но надо быть слишком оптимистично настроенным человеком, чтобы заявлять о том, что американские школы с их объемами финансирования, историей и ноу-хау в области образования не смогут выбраться из кризиса и сохранить свой статус. В то же самое время у нас появилась возможность привлечь внимание людей, которые раньше не принимали Азию в расчет. Но это означает, что мы просто расширяем границы влияния».
Материал предоставлен компанией QS специально для MBA Consult.