Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Кейсы в российском бизнес образовании. Часть 2

Кейсы в российском бизнес образовании. Часть 2

Вопрос эксперту: Как вы считаете, влияет ли искажение данных компании на качество кейса? Если да, то в какой степени?

Мнение экспертов

Тренер по решению кейсов С. В. Расторгуев (Финансовая академия при Правительстве РФ):

«Если в кейсах искажается информация (умышленно или случайно), то это имеет два последствия – положительное и отрицательное. Положительное – учащиеся обнаруживают проколы, восстанавливают истинную картину, и такая работа над ошибками здорово развивает аналитические навыки. Учащиеся будут знать подводные камни – неправильный расчет финансовых коэффициентов, ошибки в бухгалтерских отчетах, использование недостоверных прогнозов. На рабочем месте они такие ошибки не допустят. А если искаженная информация не обнаружена и решение дано по ложным данным, то кейс обесценивается. Это можно сравнить с искусством кулинарии, вы забываете положить какой-то ингредиент, и вкусный на вид торт оказывается несъедобным. Решение на основе искаженных данных дает правильный ответ на неправильную задачу. В реальной ситуации неспособность отличить корректную задачу от некорректной будет дорого стоить как фирме, так и сотруднику».

Е. Н. Лобанова ВШФМ АНХ:

«Искажение данных компании, безусловно, влияет на качество кейса, и степень этого влияния велика. Такой ответ обусловлен тем, что хороший кейс должен базироваться на правдивой информации, в которой отражаются реальные события и явления. Лишь в таких условиях обсуждение конкретных ситуаций-кейсов превращается в эффективный метод обучения, особенно в бизнес образовании. То обстоятельство, что правдивую информацию о российских компаниях практически невозможно получить, заставляет очень многих специалистов в области бизнес образования сомневаться по поводу широких перспектив развития кейс-метода в России. Но в последнее время в нашей стране наблюдается положительная для кейсов тенденция: огромное число компаний в России вступают в фазу ускоренного развития и стараются соответствовать международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Отсюда вывод простой: число компаний, стремящихся исказить информацию о себе, будет постепенно сокращаться».

Любая западная компания заинтересована в том, чтобы о ней узнавали не только будущие работники, но и потенциальные партнеры. Выход в аудиторию МВА кейса конкретной компании означает, что как минимум человек сто из разных отраслей и стран узнают, что существует такая замечательная компания. Поэтому в Америке проблем получения информации для кейсов почти нет, и на всех западных кейсах размещен логотип компании. Наши же компании боятся даже упоминания о себе.

Правда, в краткой истории российского бизнес образования есть один прецедент - сборник "10 деловых ситуаций при реструктуризации предприятия". В нем даны реальные названия компании, а сами ситуации максимально приближены по информативности к гарвардскому кейсу. Создатели сборника объясняют, что им удалось составить и выпустить этот сборник, только тем, что компании-участники получали деньги из Европейского союза и были обязаны эту информацию дать.

По мнению многих студентов бизнес школ, кейс должен быть реальным. Конечно, содержание кейса не является источником базовых данных компании - реальные показатели баланса умножаются на определенный коэффициент. Такова практика западных бизнес школ. В результате сохраняются реальные пропорции, видна тенденция, чтобы можно было делать анализ.

Основным источником российских кейсов являются сами слушатели бизнес школ. Подавляющее большинство студентов имеют за плечами не один год работы на руководящих должностях или даже продолжают работать в процессе обучения (большинство отечественных программ MBA предполагает лишь частичный отрыв от производства). Каждый слушатель может предложить для коллективного разбора на занятии реальную бизнес-проблему, с которой он столкнулся, а затем, не дожидаясь получения диплома, применить на практике полученные навыки и рекомендации однокурсников.

Тем не менее, трудно себе представить реальный российский бизнес без подводных камней, невидимых стен и потайных дверей, о которых знает любой российский предприниматель. Некоторые работодатели делают акцент на наличии у кандидата навыков управления именно в российских условиях. Многие компании могут даже отказать хорошему управленцу без российского опыта. Это связано с тем, что, если человек имеет опыт работы только в западной компании (даже в ее российском филиале), он привык работать в рамках строго определенного регламента и четко прописанных процедур. В России же компании только идут к прозрачности, в своей деятельности они используют большое количество "серых" схем. Человек, который никогда раньше не работал в таких условиях, боится принимать решения и брать на себя ответственность.

В целом же, российские бизнес школы проводят обучение на основе российских кейсов и ориентированы на реалии отечественного бизнеса, что дает преимущества их слушателям при поиске работы в российских компаниях.

Несмотря на непростую ситуацию с кейсами в отечественном бизнес образовании, уже есть какие-то попытки систематизировать имеющиеся данные по российским кейсам...

Международный центр учебных материалов, созданный в рамках проекта "Национальный фонд подготовки кадров", уже собрал более 300 таких кейсов. Выходят и учебные сборники деловых игр. В частности, в серии "Российский менеджмент" тиражом в 3000 экземпляров вышел сборник "Учебные конкретные ситуации", содержащий сто кейсов, написанных российскими авторами.

В 1998 году с очень полезной инициативой выступил Американский институт бизнеса и экономики (AIBEc). Он предложил провести первый Московский конкурс по разбору "кейсов" (Moscow Case Competition), в ходе которого состязались команды студентов нескольких вузов и бизнес школ. Спонсорами состязания, привычного для западных бизнес школ, выступили несколько крупных международных компаний. Первый конкурс проходил в двух номинациях - разбор "кейса" на английском и на русском языке.

В прошлом году успешно прошел II Московский конкурс по разбору ситуаций из бизнес-практики. По словам одного из его организаторов профессора Игоря Липсица, для конкурса удалось подобрать "кейсы" достаточно высокого уровня.

В международных каталогах нет кейсов, авторами которых были бы россияне. Интерес к кейсам и кейс-методу в российском бизнес образовании носит циклический характер, а инициатива написания кейсов недостаточно поощряется. В итоге отечественных, «своих», кейсов не хватает, и остаются экземпляры с истекшим сроком службы (согласно международным нормам кейс «служит» не более пяти лет). Все это приводит к тому, что в учебном процессе преобладают переводные западные кейсы, которые часто не соответствуют реалиям российского бизнеса.

Сегодня в связи с очередной волной интереса к кейсам актуальной является идея создания Российского клирингового дома кейсов, целью которого будет формирование единой организационной, информационной и правовой основы реализации кейс-метода в российских университетах и бизнес школах.

Материал подготовлен журналистом компании MBA Consult Ольгой Хантуевой.

В материале использованы публикации сайтов mbatoday.ru, e-xecutive.ru, hse.ru.

Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги