Если я спрошу моих студентов, которые только приступили к изучению программы, о причинах ядерной аварии на Фукусиме, они устроят неструктурированную дискуссию, посвященную недостаткам используемых технологий и государственной политики. Возможно, они не обойдут своим вниманием и сравнительную неизученность ядерной энергии или недальновидность политиков, которые отказываются инвестировать в альтернативные источники энергии.
Если я спрошу их обэтом в конце программы, думаю, большинство сформулирует причины более четко.
Например, студенты скажут вам, что аварии, подобные той, что произошла на Фукусиме, могут произойти, потому что мы назначаем слишком низкую цену за невозобновляемые источники энергии – и делаем это десятилетиями. Мы не в достаточной мере принимаем в расчет влияние сжигания углеводорода или расщепления атомов урана на здоровье, изменение климата, потенциальную опасность радиоактивного облучения. Когда речь заходит о такой разрушительной области как ядерная энергетика, очевидно, что если бы мы подсчитали все сопутствующие расходы, она стала бы непомерно дорогой.
Студенты также сообщат, что мы до сих пор используем невозобновляемые источники энергии, потому что столкнулись с «дилеммой заключенного» - фундаментальной проблемой в теории игр, согласно которой участники не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. Несмотря на то, что все заинтересованы в ответственном потреблении энергии, не последовав призыву к его сокращению, вы получите преимущество над остальными. Поэтому никто и не придерживается ограничений. То есть, мы продолжаем мало платить и много потреблять, несмотря на такие последствия, как наводнения и радиоактивные загрязнения.
Мы хотим, чтобы будущие менеджеры научились в бизнес школе разделять явления на ключевые компоненты, переосмыслять их и делать выводы на основании анализа (хотя упрощение – не самый простой навык, обычно, им овладевают в последнюю очередь).
Я поддерживаю этот подход в обучении студентов МВА. Благодаря нему руководители учатся более строго мыслить,
кроме того, это соответствует их ожиданием. Скажем честно, люди, которые платят за программу больше $100.000, имеют право поинтересоваться, чему именно их здесь научат.
Но пусть я явлюсь сторонником этого метода, я понимаю и его обратную сторону: опасность чрезмерного упрощения.
Вернемся к анализу трагедии на Фукусиме. Хотя упрощение проблемы – это верный подход для описания ситуации, менеджеры могут впасть в заблуждение, если возьмут этот анализ за основу дальнейших действий.
Они могут прийти к выводу, что мы должны продолжать вести бизнес по-старому, опираясь на дешевую энергию, так
как у нас нет другого выхода. Но такой вывод ложен: согласно нему те, кто едва ли разбирается в энергетике, являются дальновидными лидерами, а все, кто установил электростанции и не заинтересован в изменении статуса-кво, получают
«логическое» обоснование своим действиям.
В мире, где негативные последствия потребления энергии сказываются на всех в равной степени (изменение климата происходит на глобальном уровне, а радиоактивные облака свободно пересекают национальные границы), стимул потреблять дешевую энергию начинает исчезать. Нам следует не поддаваться «дилемме заключенного», а разрабатывать институты, которые вынудят всех принять соответствующие меры и сосуществовать, используя более
экологичные источники энергии.
Студенты менеджмента, способные провести настолько глубокий анализ, получат значительные преимущества, так как окажутся в авангарде этого процесса, и станут первыми, кто начнет менять структуру бизнеса. Но для этого им необходимо понимать стратегическое деловое взаимодействие, которое не ограничивается базовым упрощением. Они должны разбираться не только в конкуренции, но и концепциях информации, координирования и коллективного действия.
Об этом подробнее расскажут исследователи в сфере менеджмента. Но пока студенты наших факультативных курсов изучают, что нельзя рассматривать все деловые отношения через призму «дилеммы заключенного», мы должны сделать гораздо больший акцент на эти аспекты и наосновных курсах. Если наши студенты будут заинтересованы в создании компаний, которые будут одновременно решать как их финансовые, так и наши общественные проблемы, то, в результате, в бизнесе сформируются необходимые нам условия. Чем больше студенты над этим работают, тем быстрее это произойдет. А чем быстрее это произойдет, тем лучше для нас.
Маркус Райтциг, старший преподаватель стратегического и международного менеджмента London Business School.
По материалам
The Economist.
Как сложно мыслить просто
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу
в любую группу