Главы приемных комиссий ведущих бизнес школ и консультанты в сфере бизнес образования считают, что многие кандидаты уделяют слишком большое внимание порядку школ в списке, игнорируя другую более ценную информацию. Они предупреждают: есть риск разрушить всю заявку, ведь приемной комиссии не нравится, когда кандидаты пишут, что выбрали их школу только потому, что она занимает пятое место в некоторых рейтингах.
«Перестаньте относиться к ним как к спискам победивших, - говорит Линда Абрахам (Linda Abraham), глава компании Accepted.com, предлагающей услуги в сфере образовательного консалтинга. – Это набор сведений и опросов. Это мнения».
И все же, эксперты по поступлению в бизнес школы считают, что рейтинги могут принести пользу в процессе подачи заявки тем кандидатам, которые знают, как их правильно использовать.
«Рейтинги бизнес школ доступны бесплатно online, что позволяет людям не тратиться на консультантов, - замечает Сара Нейер (Sara Neher), помощник декана по вопросам приема студентов МВА в Darden School of Business при University of Virginia. – Используйте рейтинги, чтобы решить, куда подавать заявку, но не куда в итоге пойти».
Критерии рейтингов
«Рейтинги полезны в самом начале сбора информации о школах, - считает Патрик Нунан (Patrick Noonan), адъюнкт-профессор Goizueta Business School при Emory University. – Кандидаты могут использовать рейтинги, чтобы сократить список школ, в которые они собираются подавать заявку. Но они должны понимать, на каких критериях основываются».
Например, рейтинги Bloomberg Businessweek строятся на оценке школ работодателями и студентами, в то время как U.S. News опирается на репутацию школ, успешное трудоустройство и строгость отбора. Грэхем Ричмонд (Graham Richmond), исполнительный директор Clear Admit, рекомендует клиентам рейтинги Bloomberg Businessweek, U.S. News и Financial Times, которые, по его мнению, являются самыми уважаемыми в этой отрасли.
«Читатели рейтингов должны понимать, что разница между ведущими школами небольшая, часто незначительная, так что лучше смотреть на порядок школы – скажем, в первой двадцатке – а не на позицию в списке», - советует Дуглас Боуман (Douglas Bowman), профессор маркетинга в Goizueta. Его коллега, Патрик Нунан, предлагает кандидатам изучить, как изменялось место школы в рейтинге с течением времени. Например, на Bloomberg Businessweek легко найти online-историю рейтингов, начиная с 1988 года.
Хотя Нунан утверждает, что общий посыл рейтинга важнее, чем детали, он добавляет, что кандидаты должны понимать, какие критерии оценки лежат в основе каждого рейтинга, и выделять самое важное. «Например, большинство студентов скажет, что число преподавателей, чьи исследования были опубликованы в научных изданиях, не влияет на выбор школы, - говорит он. – Но если им объяснить, что опубликованные исследования свидетельствуют о том, насколько заинтересованными и инновационными являются члены профессорско-преподавательского состава в каждой отдельной бизнес школе, студенты видят, что этот критерий важнее, чем им казалось». Financial Times и Bloomberg Businessweek включают этот компонент в критерии рейтингов программ МВА full-time.
«Очень важно знать источник информации, - говорит Джули Стронг (Julie Strong), старший заместитель главы приемной комиссии MIT Sloan School of Management. – Задайте следующие вопросы: "Предоставляет ли школа информацию для рейтинга, если нет, то откуда она берется?", "Как часто составляется рейтинг?", "Не устарела ли эта информация на два-три года?". В большинстве известных рейтингов дается объяснение методологии, в котором каждый может найти ответы на вопросы такого плана».
Использование сведений из рейтингов
«В идеале, на основе сведений из рейтингов следует составить индивидуальный список программ, на которые кандидат будет подать заявку, - говорит Грэхем Ричмонд. – Кандидаты могут выбрать важную для них информацию из рейтингов и поместить ее в свою электронную таблицу». Несколько организаций, публикующих рейтинги, включая Bloomberg Businessweek, предлагают сравнительные инструменты online, которые облегчат процесс.
«Кроме того, кандидаты должны найти рейтинги специализации школ, которые публикуют многие издания, и определить, какие учебные заведения считаются лучшими в сфере финансов, маркетинга и других направлений. Это поможет понять, какие школы соответствуют их карьерным целям, и сравнить разные программы», - замечает Ричмонд.
«Большинство изданий, включая Bloomberg Businessweek, публикуют сведения о бизнес школах, содержащие подробную информацию о каждой программе, включая баллы GMAT, компании-работодатели и процентное соотношение женщин в наборе. Эти сведения помогут кандидатам определить конкурентоспособность школы и то, насколько она им подходит», - говорит Линда Абрахам. И все же она предлагает использовать эту информацию как предварительную и только вместе с другими источниками, например, посещением вебсайтов школ и разговоров со студентами и выпускниками».
Хотя большинство экспертов рассматривает рейтинги как старт в поиске подходящей бизнес школы, некоторые считают, что в процессе подачи заявки их можно использовать и по-другому. Дуглас Боуман, например, предлагает кандидатам определившим, чего они хотят от программы, и собравшим информацию о заинтересовавших их школах, обратиться к рейтингам, чтобы подтвердить свой выбор и удостовериться, что они не пропустили ни одну школу.
В отдельных случаях рейтинги могут сыграть важную роль в самом конце процесса поступления. По словам Линды Абрахам, если кандидата приняли на несколько программ, и он не может определиться, рейтинги помогут принять итоговое решение. Однако к этому средству стоит прибегать, только если все остальные ресурсы исчерпаны.
Цифры составляют большую часть информации в рейтингах, однако, не единственную. Нунан советует кандидатам обращать внимания на комментарии, которые предлагаются в каждой публикации.
Ограничения рейтингов
Райан Гамильтон (Ryan Hamilton), адъюнкт-профессор маркетинга в Goizueta, приводит слова Альберта Эйнштейна: «Не все, что измеряется, можно измерить. Не все, что можно измерить, измеряется». «По большому счету, - продолжает он, - эти данные не имеют значения, как и сказал Эйнштейн, если только они не важны и значимы для отдельного кандидата».
«Так как двухлетние инвестиции в программу МВА full-time могут легко превысить $300.000, включая зарплату, которую студент не получает в течение двух лет, кандидаты должны самостоятельно провести обширный сбор информации о школах, - заявляет Джуди Олиан (Judy D. Olian), декан UCLA Anderson School of Management. – Рейтинги должны быть одним из критериев, но не самым важным».
Бесспорно, наиболее полное представление о культуре школы и программе МВА кандидаты получат из посещения кампуса и бесед со студентами и выпускниками. «Кандидатам никогда не надо делать одного, - говорит Ричмонд, - обсуждать результаты рейтингов заявке. Школы хотят услышать, что кандидаты видят здесь свое будущее, а не то, что программа им нравится, потому что в каком-то журнале ее поставили на первое место».
«Рейтинги – это первый шаг, а вам надо идти дальше, - подводит итог Ричмонд. – Они не расскажут вам о жизни на кампусе или о помощи школы при трудоустройстве в определенную отрасль».
По материалам сайта BusinessWeek.