Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Из студентов MBA в предприниматели

Из студентов MBA в предприниматели

Выпускники бизнес школ терпят поражение в конкурентной борьбе на рынке труда и открывают свой бизнес. Спонсорской поддержки почти нет, но зато есть помощь школы.

Линдси Джовачино (Lindsay Giovachino) была очень растеряна, а дата выпускного в University of Miami School of Business неумолимо приближалась. Как и многие её коллеги, Линдси приложила все усилия, чтобы найти работу. Она обращалась во все возможные места, начиная с некоммерческих организаций и заканчивая музыкальной индустрией. Но везде её ждал отказ. Последним ударом для неё, начинающей, но подающей надежды певицы и автора песен, известной под сценическим псевдонимом Lucia, стало предложение пройти неоплачиваемую стажировку в звукозаписывающей компании. «Это прямо как нож в спину, я потратила огромные деньги на обучение, я просто не смогу вновь начинать всё сначала», - говорит она.

Забыв обо всём, Линдси с удвоенной энергией начала доводить до ума бизнес-план, который подготовила этой зимой на занятиях по предпринимательству. Ей помогал знакомый, владеющий звукозаписывающей компанией в Майами. К моменту окончания бизнес школы она уже основала независимый лейбл звукозаписи Burning Tongue Publishing Company, который она надеется превратить в новую модель для раскрутки и распространения музыки молодых исполнителей. Семья, друзья и музыканты, заинтересованные в работе с её компанией, помогают ей финансировать проект. В ближайшем будущем она запишет альбомы словенской и итальянской групп, а также выпустит свой дебютный CD.

"И хотя первое время мой проект не будет приносить мне баснословных гонораров, я смогу работать и видеть результаты своей деятельности", – говорит она.

Начнем, едва закончив

Предпринимательская лихорадка охватила не только нашу героиню. В этом году все студенты поголовно подхватили этот вирус. Обычно лишь немногие одиночки открывают своё дело после окончания бизнес школы, остальные следуют проторенным путем и поступают на службу в одну из крупных компаний. В этом году количество студентов, уже открывших собственный бизнес или собирающихся это сделать после получения диплома, бьет все рекорды. Бизнес школы, среди которых Harvard Business School и NYU's Stern School of Business, свидетельствуют о том, что появилось множество студентов, решивших создать себе работу своими руками.

Сейчас же, напротив, самое неподходящее время для открытия нового бизнеса. В первом квартале 2009 года оборот венчурного капитала достиг самого низкого показателя за 12 лет - $3 млрд, по оценкам компании PricewaterhouseCoopers и Национальной ассоциации венчурного капитала (National Venture Capital Assn). Это говорит о том, что многие студенческие проекты не пойдут дальше стадии бизнес-плана и идеи, считает Кип Харрелл (Kip Harrell), президент MBA Career Services Council, сообщества сотрудников карьерных центров бизнес школ. "Студенты, впрочем, отдают себе отчет в том, что экономическая ситуация довольна плачевна и что сейчас очень сложно найти необходимые инвестиции", – добавляет он.

Со своей стороны бизнес школы стараются обеспечить студентов необходимой поддержкой. На кампусах создаются летние бизнес-инкубаторы, в учебный план добавляются новые дисциплины, ведется консалтинговая деятельность. Студенты узнают все тонкости создания нового предприятия в условиях кризисного времени.

Недостаточное количество рабочих мест всему причина

"Студенты заглядывают в своё будущее и понимают, что по окончании бизнес школы их может ждать безработица", – говорит Бернард Шредер (Bernhard Schroeder), директор Entrepreneurial Management Center в San Diego State University's College of Business. По его словам, в этом году количество членов в школьном клубе предпринимательства увеличилось втрое. "Рецессия дала студентам понять, что они не могут никому, кроме себя, доверить свою карьеру", – говорит он.

Именно это случилось с Кристал Рейбель (Crystal Reibel), недавней выпускницей программы Part-Time MBA в Graziadio School of Business and Management при Pepperdine University. Этой осенью она потеряла свое место менеджера по продажам в автомобильной индустрии. После окончания курса предпринимательства в Pepperdine она решила воплотить в жизнь собственный проект создания магазина оливкового масла. При помощи своего мужа, тоже воспитанника Pepperdine, ей удалось открыть магазин Beyond the Olive.

"Если бы даже мне удалось найти место в другой автомобильной компании, кто мог дать гарантии, что меня не уволят в течение полугода, - говорит Рейбель, полностью поглощенная своим магазином. - Собственный бизнес позволяет мне самой контролировать свою судьбу и свою карьеру".

Соревнования бизнес-планов

Студенты склонны просчитывать риски, для этого они участвуют в соревновании бизнес-планов. Эти соревнования стали очень популярны с ростом интереса к предпринимательской деятельности. Обычно такого рода отборочные состязания идей проводят компании. Для объективного судейства приглашаются сторонние инвесторы или держатели венчурного капитала, которые дают студентам шанс выиграть большой денежный приз для воплощения своего плана в жизнь, а также здесь они могут протестировать свой бизнес-план на прочность, жизнеспособность и актуальность.

В этом году количество заявок на участие в соревновании бизнес-планов в Rice University увеличилось на 40%. 350 команд сражались за 42 места и главный приз - $325,000. "В этом году было сложнее, чем обычно", - говорит Бред Бёрк (Brad Burke), исполнительный директор Rice Alliance for Technology & Entrepreneurship, спонсора данного соревнования.

Возможно, наиболее красноречиво свидетельствует о положении дел тот факт, что в этом году большая часть участников действительно откроет своё предприятие после участия в соревновании Rice. По словам Бёрка, в 2001 году, когда подобное соревнование впервые было организовано, только 13% участников воплощали свои бизнес-планы в жизнь, к 2008 году эта цифра выросла до 69%, а в этом году можно ожидать показателя 80%.

«Я думаю, что результатом сложившейся экономической ситуации станет появление большого количества новых компаний», - говорит он.

В Babson College's Olin Graduate School of Business количество студентов программ MBA, планирующих открыть собственное дело после выпуска, увеличилось на 50% по сравнению с прошлым годом, говорит Трейси Петрилло (Tracee Petrillo), директор службы развития карьеры MBA.

Эта цифра может ещё вырасти, так как многие студенты одновременно заняты поиском работы и разработкой бизнес-плана, они просто ещё не определились.

Расширенные опции

Школы откликнулись на эту затею, предложив студентам обширную поддержку. Дэн Маркес (Dan Marques), менеджер Центра предпринимательства Артура М. Бланка (Arthur M. Blank Center for Entrepreneurship) в Babson, создал новую программу под названием Summer Ventures. По условиям программы 23 команды предпринимателей с готовыми бизнес-планами могут здесь жить, работать, учиться и получать помощь со стороны наставников - опытных предпринимателей. В конце лета участники будут иметь возможность представить свои идеи группе инвесторов и руководящим лицам разных компаний.

Один из студентов, участвующий в программе, - двадцатиоднолетний Рауль Пеллерано (Raul Pellerano), недавний выпускник Babson, который проводит лето с двумя коллегами, работая над проетом BongoBing.com, новым поисковиком товаров для покупателей. Пеллерано до окончания бизнес школы искал работу, но не нашел ничего подходящего.

"Мне было сложно сказать родителям, что я собираюсь начать новый бизнес в этом году. Но работу было найти ещё сложнее, так что имело смысл начать именно сейчас", – говорит он.

Другие школы тоже не остаются в стороне. В Harvard Business School 27 студентов MBA, окончивших обучение в июне, открывают свои предприятия. В Pepperdine's Graziadio School студенты боролись за место на лекциях по предпринимательству и консалтинговых сессиях, говорит Ларри Кокс (Larry Cox), старший профессор предпринимательского дела. В ответ на повышенный интерес со стороны студентов школа старается вставить в учебный план принципиально новые современные предметы. "Я боюсь, нас завалят заявками, как только мы обнародуем новый учебный план», - говорит Кокс.

В NYU's Stern School of Business Центр предпринимательского дела Berkley (Berkley Center for Entrepreneurial Studies) обеспечивает техническую поддержку студенческих проектов, а также проводит программы повышения квалификации для студентов и выпускников, которые хотят начать новый бизнес. Студентов консультируют в режиме онлайн, проводят семинары по вопросам легализации и юридическим тонкостям и дают им возможность завязать полезные деловые знакомства. Также в рамках этого центра действует проект под названием "Reinventing Yourself as an Entrepreneur", созданный для выпускников.

Многие выпускники прошлых лет, лишившиеся работы, возвращаются в бизнес школы за советом в организации собственного дела. Так случилось с Белиндой Ди Джамбаттиста (Belinda DiGiambattista), выпускницей программы Executive MBA 2005 года в Stern, которой пришлось обратиться за помощью к школе после увольнения в феврале прошлого года из Moody's, где она занимала пост менеджера по проектам. При помощи школьного центра предпринимательства она организовала компанию Butter Beans, занимающуюся производством и распространением домашних горячих обедов для школьников.

Её бизнес-план занял первое место в ежегодном соревновании бизнес школы Stern. Совместно с двумя деловыми партнерами им удалось подписать первый контракт с Бруклинской школой Poly Prep Country Day School.

"Все спрашивали нас, не страшно ли нам начинать собственное дело в таких условиях. Это было рискованно, но мы решились на это, теперь у нас есть опыт раскручивания новых проектов", - говорит она.

Даже самые упорные предприниматели столкнутся с бесчисленными трудностями на своем пути в это суровое время, говорит Шредер из San Diego State. Самой крупной проблемой станет обеспечение финансовой поддержки и сбор средств для начального этапа. Многие инвесторы не заинтересованы сейчас вкладывать деньги в новые проекты, оставляя груз финансовой ответственности на плечах студентов. Он советует студентам не упускать возможность и пользоваться бесплатными компьютерными программами, участвовать в тренингах и соревнованиях бизнес-проектов, чтобы выиграть необходимые деньги и обзавестись новыми полезными связями.

"Мы сказали им, что фондов для финансирования нет, так что им придется выживать в условиях безденежья", - говорит он.

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги