Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Из бизнес школ в империю консалтинга

Из бизнес школ в империю консалтинга

Дэниэл Каллаган (Daniel Callaghan), выпускник IESE, создал компанию MBA & Co., которая помогает безработным выпускникам MBA-программ и нуждающимся в консультантах фирмам найти друг друга. Спрос и предложение весьма устойчивы, что неудивительно в условиях экономического спада.

Все свидетельствует о наступлении времени, когда компании пытаются пережить кризис и демонстрируют худшие показатели. Многие загнивающие предприятия не могут себе позволить прибегнуть к посторонней помощи, хотя нуждаются в ней, как никогда; тем более, они не в состоянии нанять выпускника MBA-программы. Так что консалтинговые фирмы находятся в стесненных обстоятельствах. Недавние выпускники даже лучших бизнес-программ, планировавшие карьеру в сфере консалтинга в таких компаниях, как Bain, McKinsey и других ведущих фирмах, сейчас обдумывают другие варианты трудоустройства.

Однако для только что получившего степень MBA Каллагана, имеющего консалтинговую фирму, время самое удачное. Потомственный предприниматель (и его дед, и отец открыли по собственному делу), Каллаган увидел большие возможности в тяжелом положении студентов и компаний. В марте по окончании MBA-программы испанской бизнес школы IESE он основал компанию MBA & Co., где работают консультанты-фрилансеры. По его словам, цель предприятия – воспользоваться сложившейся ситуацией, когда на рынке труда переизбыток первоклассных талантливых выпускников MBA-программ, которые еще не нашли желаемую работу или у кого выход на новое место отсрочен, что можно наблюдать все чаще. Теперь создан сайт, где выпускники MBA-программ могут подыскать компании, которым нужны консультанты, но которые не могут себе позволить известных специалистов – и число этих компаний постоянно растет. "Сейчас подходящее время для внедрения данной бизнес-модели, – утверждает Каллаган, который считает, что нашел свою нишу в современных экономических условиях. – Кажется, рынок склонен согласиться со мной".

В самом деле, всего через три месяца после открытия MBA & Co. около 2000 выпускников и студентов MBA-программ на пяти континентах разместили свои резюме на корпоративном сайте и предлагают услуги внештатных консультантов более чем 100 компаниям, зарегистрированным здесь же. Хотя в компании Каллагана на полную ставку работают всего три человека, его офисы расположены в Сан-Франциско и Лондоне; планируется также дальнейшее расширение. По мнению Каллагана, к концу первого года существования компании через нее пройдет более 4,2 миллионов долларов, при этом при комиссии в 10% фирме перепадет 420 тысяч долларов.

Студенческие консалтинговые услуги имеют ряд преимуществ. Зачастую разница между студентом или выпускником MBA-программы, готовым работать внештатно, и начинающим партнером McKinsey состоит лишь в наличии у последнего фирменной визитки и его шестизначном гонораре. Судя по всему, компании тоже понимают это. По всей стране все большим спросом пользуются экспериментальные образовательные программы бизнес школ, в ходе которых студенты полностью ведут проекты в реальных компаниях – как правило, чтобы получить зачет. "[Студенческие консалтинговые услуги] сейчас гораздо более распространены, – говорит Джон Фернандес (John Fernandes), президент и генеральный директор Ассоциации ведущих университетских бизнес школ (Association to Advance Collegiate Schools of Business). Бизнесу выгодно получать дешевые квалифицированные кадры, а студентам – реальный опыт. В Wharton School при University of Pennsylvania запросы на услуги студентов достигли рекордного уровня, поэтому существующий при школе Центр по развитию малого бизнеса (Small Business Development Center) за последние два года удвоил свои ресурсы, чтобы удовлетворить высокий спрос на консультантов", – говорит Тереза Флаэрти (Therese Flaherty), директор программы.

Поставив на коммерческие рельсы прежде, по сути, некоммерческий консалтинг, Каллаган создал нечто уникальное. При дешевой рабочей силе и мизерных накладных расходах, MBA & Co. стала очень эффективной системой. Однако обратной стороной медали является высокая ответственность. На MBA-программах, предлагающих студенческие консалтинговые услуги, студенты отчитываются непосредственно перед преподавателями, которые внимательно отслеживают результаты работы и дают различные указания.

То же происходит и в таких авторитетных консалтинговых фирмах, как McKinsey, где консультантов поддерживает большое количество экспертов и специалистов. "Это – большая пирамида, имеющая в основании множество ресурсов, поэтому они [консалтинговые фирмы] становятся столь могущественными", – говорит Флаэрти. Студенты наиболее эффективно применяют свои способности, когда их направляют профессионалы, поясняет она. Это существенно.

Самым трудным для Каллагана (и это важный момент) станет достижение такой же высокой степени профессионализма, которую могут предложить консультанты, поддерживаемые опытными специалистами. У Каллагана же имеется лишь виртуальная сеть, хитроумный сайт и два маленьких офиса.

Без борьбы

Чтобы его компания справилась с поставленной задачей, Каллаган также придумал следующий вариант работы: студенты и выпускники MBA-программ могут консультировать не только индивидуально, но и в составе команд вместе с профессиональными консультантами или преподавателями бизнес школ по повышенному тарифу. Он надеется, что привлеченные специалисты помогут компании стать полнофункциональной фирмой, ведущей тысячи разнообразных проектов ежемесячно, говорит он. Одним из залогов такого успеха является качество. Для обеспечения высокого качества предоставляемых услуг, сайт компании имеет свой рейтинг, который позволяет компаниям-клиентам, а также студентам и выпускникам MBA-программ рассказывать о своих впечатлениях от сотрудничества. Целью данной функции является получение свидетельств в пользу лучших консультантов. На данный момент средний рейтинг компаний (около 50), воспользовавшихся этой услугой, составляет 4,3 из 5, при этом 3,9 – наихудший рейтинг.

Хотя Каллаган ведет переговоры с шестью крупнейшими мультинациональными корпорациями, его амбиции имеют определенные пределы. Репутация MBA пошатнулась с началом финансового кризиса, поэтому далеко не все теперь станут охотно сотрудничать с фирмой, названной MBA & Co. Своими основными конкурентами Каллаган считает сайты фриланс-консалтинга, такие как Guru.com или Elance.com, и не претендует на ведущие позиции на этом рынке. Несмотря на активное позиционирование “абсолютно масштабируемой модели”, применимой как для крупных, так и для малых предприятий, Каллаган считает, что большинство потенциальных клиентов MBA & Co. – малые и средние компании.

Подобная уступка лежит в основе философии развивающейся компании MBA & Co. Кроме предоставления услуг трудоустройства в школах, Каллаган также видит потенциал для развития в сфере общественных услуг. "Если нам удастся справиться с рецессией, то лишь благодаря небольшим компаниям, – считает он. – Нетрудно найти студентов, желающих помочь небольшим компаниям стать больше, сильнее, лучше и выйти из тени".

Его планы отвечают спросу. Согласно корпоративному исследованию, 35% фирм со штатом более 1000 сотрудников заинтересованы в привлечении внештатных консультантов, имеющих MBA. Этот показатель увеличивается до 80% в компаниях, где занято менее 50 человек.

Одной из таких компаний стала британская благотворительная организация New Deal of the Mind, созданная по образцу американской организации New Deal в 1930 году. Ее целью стало продвижение экономики и культуры посредством оказания помощи художникам и писателям, особенно тем из них, кто имеет амбиции в сфере предпринимательства.

Являясь известным проектом, поддерживаемым не одним Кабинетом министров, организация, тем не менее, крайне ограничена в средствах. Начав разведывательную деятельность в сфере недвижимости, ее основатель Мартин Брайт (Martin Bright), британский политический журналист, был озадачен просьбой одного девелопера предоставить бизнес-план в течение ближайших дней. Малочисленный персонал организации первоначально склонялся к отказу. Затем, благодаря “невероятной удаче”, как говорит сам Брайт, он наткнулся на MBA & Co. Всего за несколько дней одна американка с дипломом MBA London Business School вникла в суть дела и разработала требуемый бизнес-план. Хотя заявка New Deal of the Mind все же была отклонена, организация до сих пор использует этот проект. По словам Брайта, без нее им бы “просто не удалось позволить себе это”.

"Работая над весьма амбиционными проектами и имея ограниченные ресурсы, порой нужно совершить рывок", – говорит Брайт о срочных заданиях.

Опыт оказался настолько удачным, что Брайт нанял выпускника программы MBA школы Harvard на полную занятость. Брайт также положительно отозвался о стоимости услуг MBA & Co. – на уровне расценок слесаря.

За что мы платим

В MBA & Co. зарплаты составляют от 14 до 400 долларов в час; средняя сумма – 56 долларов. Для многих консультантов компании это является снижением дохода. Мириам Бонифейс (Myriam Boniface), французская студентка второго курса школы Wharton, с помощью MBA & Co. нашла работу в британской рекламной компании, планирующей экспансию на французский рынок. Раньше Бонифейс работала в небольшой консалтинговой компании, и, по ее оценкам, плата за ее краткосрочную работу демонстрирует 30%-ное снижение ее дохода, хотя она была рада получить новый опыт. "По природе я любопытна, – говорит Бонифейс. – Мне нравится заниматься разными вещами, и я бы хотела помочь другим компаниям, находящимся на стадии развития. Но если говорить о деньгах, в выигрыше оказался мой работодатель".

Как и в случае Бонифейс, “всегда найдутся студенты MBA-программ, которые охотно отклоняются от традиционного карьерного пути”, говорит Каллаган: “Им не хочется работать в большой консалтинговой фирме или инвестиционном банке”.

Каллаган предвидит, что MBA & Co. будет так же полезна этим людям, как и тем, кому нужно временно перебиться до того, как они устроятся в крупную компанию. Мы надеемся, что многие наши консультанты в итоге останутся в штате компаний-клиентов, другие же смогут таким образом попасть в новую для себя сферу. По его словам, компания уже помогла некоторым студентам устроиться на временную и постоянную работу, и это в дополнение к основной деятельности MBA & Co. – координации работ по проектам.

Однако если компания Каллагана будет работать, как он рассчитывает, то именно фирмы-клиенты выиграют больше других. Маленькие компании, получившие доступ к первоклассным кадрам, повысят свою конкурентоспособность в условиях упадка экономики. Проведенные в Wharton School при University of Pennsylvania независимые исследования показали, что компании, получившие с помощью MBA & Co. низкобюджетных консультантов, почти вдвое увеличили коэффициенты выживаемости за пять лет, рассказывает Флаэрти.

Это – оптимистичная статистика, ведь сейчас жизнеспособность экономики в большой мере зависит от способности малого бизнеса заменить крупные и загнивающие компании. А значит, низкобюджетные консалтинговые услуги в ближайшее время будут занимать свою прочную нишу. "Модель действительно работает", – говорит Флаэрти.

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги