Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Интервью выпускника Melbourne Business School о поступлении и учебе в бизнес-школе


Выпускник Melbourne Business School , Григорий Щичко, дал интервью компании MBA Consult об учебе и жизни в Австралии, а также о своем блоге о налогах в России.

Представьтесь, пожалуйста. Расскажите, какое у Вас образование и чем Вы занимались до поступления в бизнес-школу.

Меня зовут Григорий Щичко. По первому образованию я специалист по компьютерам, информационным технологиям. Закончил МГТУ им. Баумана, но работал в финансовой сфере, и до поступления в бизнес школу я был финансовым менеджером в рекламном агентстве в Москве.

Почему Вы решили получить бизнес-образование? Какие цели и задачи планировали реализовать после прохождения программы Masters?

Если честно, проработав около 6 лет на последнем месте работы, я хотел перейти в международную компанию. Выяснилось, что для этого мне необходимо финансовое образование, причем престижное. Поскольку у меня был опыт работы и язык, то я решил, что мне нужна зарубежная бизнес-школа.

Почему Вы выбрали именно Melbourne Business School? В какие еще бизнес-школы подавались? Какие школы были в приоритете?

Выбор бизнес-школы – это, безусловно, процесс многоступенчатый. Я отталкивался от страны - хотел улучшить свой английский, поэтому изначально рассматривал только англоговорящие страны. Я не очень хотел ехать в Великобританию, поэтому оставались Австралия и США. Помимо Melbourne я рассматривал Cornell University и что-то еще. На самом деле я отталкивался не столько от бизнес-школы, сколько от программы, которая меня бы интересовала. Безусловно, престиж школы, ее вес в мировых рейтингах имели значение, чтобы не пришлось будущему работодателю объяснять, где, собственно говоря, я учился. Одна из программ, которую предлагала Melbourne Business School, меня заинтересовала. Она называлась Master of Management Accounting – программа, дающая специализированные знания в области бухгалтерского учета. Немаловажным было для меня то, что в Австралии учебный год начинается в феврале, а не в сентябре, как в большинстве других стран.

Вы помните сам процесс поступления? Сколько времени у вас заняла подготовка к тестам и сбор документов?

Сразу дам совет тем, кто читает этот материал – не откладывайте на потом, не говорите, что займетесь этим в следующем году или через полгода. Процесс поступления был очень длительный. С начала моей подготовки до начала учебы прошло, наверное, два с половиной года. Надо просто понимать, что одним из базовых требований к зачислению в любую бизнес-школу является хорошее знание соответствующего языка, чаще всего английского. Поэтому в первую очередь я подтягивал английский, после чего начал готовиться к тесту GMAT . Затем дополнительно прошел курс подготовки к сдаче IELTS (на тот момент Австралия практически не принимала TOEFL). В общей сложности подготовка и сдача экзаменов заняла полтора года. Затем были подача документов, написание эссе, прохождение собеседования, ожидание результатов, получение результатов, оформление визы (что оказалось длительным процессом), переезд в Австралию и начало учебы.

Как Вы справились с тестами GMAT и IELTS? Как готовились к экзаменам?

Я искренне хочу сказать слова большой благодарности МВА Consult. Я понимаю, что можно заниматься самому по каким-то учебникам, но не уверен, что это было бы настолько же эффективно, как подготовка в МВА Consult.

К GMAT меня готовили Ольга Корнеевна Андреева и Александр Шмидт. По их рекомендации я прослушал весь базовый курс. Затем, по совету Александра, я честно полтора месяца решал дополнительные задания - набивал руку. Как сейчас помню, 29 декабря я пошел сдавать тест и сдал с первой попытки. Мой результат был 640 баллов. Это не блестящий балл, но неплохой. Также я взял курс подготовки к IELTS и буквально сразу же после курса, через пару недель, пошел сдавать тест. IELTS я также сдал с первой попытки после интенсивной подготовки. Общий балл по IELTS был 7,5 при том, что минимальный балл для поступления - 7,0.

Интересно, что в бизнес-школе нет понятия минимальных требований по GMAT, в то время как по IELTS есть. По GMAT они публикуют средний результат в группе, но нигде не выдвигается минимальное требование. Я поступал три года назад. Мне кажется, что из того, что я узнаю от знакомых сейчас, результат по GMAT не является определяющим критерием. Школа больше смотрит на эссе, мотивацию и то, насколько ты понимаешь, зачем идешь на программу.

Подавались ли вы на стипендию?

Я подавал заявку на стипендию, но не получил ее. Дело в том, что Австралия – одно из самых популярных мест среди иностранных студентов в бизнес образовании. Поэтому большинство стипендий, которые там существуют, предназначены для местных студентов – для граждан Австралии. Стипендий для иностранных студентов очень немного, и все австралийские бизнес-школы твердят, что если вы хотите получить стипендию, то проще получить ее на родине.

Не могли бы Вы подробнее рассказать о процессе получения визы?

На момент поступления в бизнес-школу я был уже семейным человеком, у меня был маленький ребенок. И поскольку это двухгодичная программа, я собирался увезти с собой семью. К сожалению, все документы на визу я заполнял сам и не учел некоторой специфики. Сейчас я понимаю, что если бы обратился к специалисту, мне, наверное, удалось бы избежать той нервотрепки, которая была, потому что по первой визе я получил отказ от австралийского посольства. Я считал, что это чисто бюрократическая процедура - заполнить правильно документы и визовую анкету порядка 30 страниц. К заявке я не приложил мотивационную часть. Я считал, что зачисление в бизнес школу – это самый сложный этап. И раз ты его уже прошел и на руках есть подтверждение о зачислении, то получение визы – это простая формальность. Оказалось – нет. Возможно, потому что вез всю семью. Мне пришлось подаваться повторно. К тому же все происходило в районе нового года, а посольство любой страны в это время обычно отдыхает. Я волновался, потому что в конце февраля уже должен был начать учиться, а визу получил только в конце января. К тому же, поскольку я ехал на два года, мне нужно было отправить личные вещи. А это невозможно сделать без визы. Поэтому вместо того, чтобы направить вещи дешевым способом, мне пришлось направить их дорогим способом в сжатые сроки. Не разобравшись в определенных тонкостях, я потратил больше времени, денег и нервов.

Как вы переживали первые недели обучения на программе?

Безусловно, стресс был не маленький, потому что я прилетел в Мельбурн меньше чем за неделю до начала учебы. Что было хорошо - в школе первая неделя организована как orientation week, т.е. нас знакомили с кампусом, с будущими коллегами, были тренинги, посвященные процессу обучения и т.д. Была возможность влиться. Здесь я могу сказать, что язык очень важен. С одной стороны отношение очень дружелюбное. В то же время нет никаких скидок на то, что язык не родной. Несмотря на то, что я считал, что знаю язык неплохо, тот английский, на котором говорят в России, и тот английский, на котором говорят в англоязычной стране, безусловно, отличаются. Кроме того в Австралии свой австралийский английский. Он напоминает британский, но еще содержит множество своих словечек, как с точки зрения особенностей письма, так и с точки зрения бытовых выражений. И к нему тоже нужно было привыкнуть.

Расскажите об инфраструктуре на кампусе.

Инфраструктура замечательная. Мельбурнский университет - один из крупнейших в Австралии, если не крупнейший, у него исторический большой кампус в центре города. В кампусе есть все: учебные корпусы, библиотеки, кафе. Интересно то, что МГТУ им. Баумана до сих пор остается режимным объектом (строгие пропуска и т.д.). Здесь же кампус весь открыт, ты можешь заходить в любое место за исключением ограниченных небольших зон. Высокоскоростной интернет доступен на всей территории кампуса. Wi-Fi есть везде, а учитывая климат, большинство студентов предпочитает учиться на открытом воздухе. Всюду оборудованы специальные компьютерные лаборатории, поэтому есть возможность подключиться к компьютеру практически в любом месте кампуса. Есть специальные места для учебы – тихие зоны, где нельзя даже разговаривать. В этом отношении, конечно, всё замечательно.

Каковы варианты размещения (квартира или общежитие)?

У университета есть большое количество студенческих общежитий, но надо понимать, что это действительно общежития (похожие на российские). Это означает, что вы живете по 2 или больше человек в комнате, туалет и душ на этаже - это не самое популярное место среди студентов. В основном все студенты арендуют жилье рядом с университетом. Выбор жилья большой, но есть определенная специфика. Желательно собирать эту информацию до приезда, потому что в Москве, например, в стоимость аренды часто входит и мебель. В Австралии в 90% случаев квартиры сдаются пустыми, а мебель ты покупаешь самостоятельно. Это было неожиданностью. Понятно, что чем ближе к университету, тем дороже и больше спрос. Более дешевое жилье находится дальше от университета, тогда ты тратишь время на дорогу. Я человек семейный, а жилье вокруг университета ориентировано в первую очередь на студентов без семьи. Часто это апартаменты для человека, который приехал один.


Как вы проводили свободное время?

Времени свободного было немного, потому что есть определенные ограничения: все международные студенты имеют право обучаться только в режиме полного дня. Это визовое требование. В каждом семестре у меня было по четыре предмета. На один предмет закладывается минимум три лекционных часа в неделю, соответственно на все четыре - 12 лекционных часов в неделю. Мне показалось, что образование в Австралии гораздо более интенсивное, чем в России. Потому что рекомендуется тратить минимум три часа самостоятельной подготовки на каждый час лекций. То есть на три часа лекции ты должен потратить минимум девять часов домашней подготовки, потому что задают очень много. Нужно прочитать минимум одну главу из учебника, прорешать какие-то примеры, подготовить домашнюю работу, причем соотношение 1 к 3 – это без поправок на то, что язык не является родным. То есть можно это время умножать на полтора. Безусловно, невозможно проглатывать такие объемы специализированного текста на английском языке, по крайней мере вначале.

А сколько человек было на потоке?

У нас был большой поток. На моей программе в самом начале было 280 человек. Австралия является очень популярным местом для учебы во всей Азии. Было очень много студентов из Индонезии, Малайзии, Китая – то есть вся Юго-Восточная Азия. Были студенты из Индии, Европы. Наверное, не было только американцев. На моем потоке я был единственным русским, но в Мельбурнском университете я потом встретил соотечественников. На весь ВУЗ, где учатся десятки тысяч человек, пришлось несколько десятков студентов из России. Это явное меньшинство, хотя там есть даже некое сообщество русских студентов.


Расскажите о своих любимых профессорах, любимом курсе.

Та программа, которую я выбрал, была достаточно строго определена. Некоторые выбирали более гибкую программу, в которой было 4 обязательных предмета, тем самым позволяя подстроить обучение под себя. В моей программе из 16 предметов только 3 были по выбору, то есть остальные были заранее предопределены. Мне так было комфортнее. У меня было два юридических предмета в курсе. Они мне понравились прежде всего форматом экзамена. Юридические предметы традиционно сдаются в формате open book, когда на экзамен можно приносить все. Экзамен представляет собой применение знаний, полученных в результате изучения предмета, в конкретной ситуации. То есть дается жизненный кейс, часто даже не один, и ты применяешь эти знания. Все остальные предметы тестируют способности к запоминанию. Из преподавателей я не готов выделить кого-то отдельно, потому что не было ни одного преподавателя, который мне не понравился. Преподавательский состав очень сильный, поскольку Мельбурнский университет считается №1 в Австралии. Видимо, это позволяет собирать под своими сводами очень сильных педагогов. Были австралийцы и иностранцы из совершенно разных стран мира: из Европы, Америки, Азии. У каждого была своя изюминка. Каждый любил свой предмет, и это было интересно.

Были ли у вас стажировки во время обучения?

Моя программа стажировок не предполагает. Поскольку я хотел применять свои знания на практике, я параллельно с учебой устроился на работу в бухгалтерскую компанию в Мельбурне, но это была моя личная инициатива и личная заслуга. Одно из преимуществ студенческой визы в Австралии – она позволяет работать не больше 20 часов в неделю во время учебы и без ограничений в каникулы.

Какие отношения у вас сложились с одногруппниками?

Отношения были очень дружеские. Отчасти это связано с тем, что помимо лекций и семинаров в бизнес-школе есть assignment (курсовая работа) – по каждому предмету в семестр делается как минимум одна курсовая работа, а часто и не одна. И в основном все эти курсовые работы – групповые, в среднем около 4 человек в группе. В любом случае ты в эту групповую работу включен. В то же время, поскольку был очень большой поток, у нас не было одной лекции для всех. Можно было выбрать время лекций (утреннее, вечернее). Среди нас учились также не только на full-time, но и местные студенты, кто работал полный день и приходил в институт учиться вечером. Это налагало свои ограничения, т.е. по сути ты знакомился с теми, с кем был вместе на одном потоке. Да, безусловно, мы все общались, но речь здесь не идет о дружбе в русском понимании этого слова. Всегда можно обратиться за поддержкой, продолжить общение после института – это то, чем занимаются все бизнес школы в наше время.

Какую роль на программе играет карьерный офис? На каком этапе обучения туда можно обращаться?

Пожалуй, это было мое единственное разочарование в программе, и это специфика не карьерного офиса университета, а рынка труда Австралии. Дело в том, что Австралия является популярным местом для эмиграции, а рынок труда Австралии – это рынок работодателей. В основном на рынке труда хотят видеть соискателей с гражданством или видом на жительство. У нас регулярно в университете устраивались ярмарки вакансий, куда приглашались работодатели. Многие открыто заявляли, что будут иметь дело с теми, у кого есть вид на жительство, либо гражданство. Иностранных студентов, как сотрудников, практически никто не рассматривал, независимо от их успеваемости, ума и т.д. Соответственно, карьерный офис занимался общеповеденческими советами: как составить резюме, как правильно проходить собеседование, что хорошо, что плохо – вещи полезные, но для меня не особенно ценные, как приложение к бизнес-школе.

Каковы перспективы трудоустройства у студента из России?

Почему Австралия стояла у меня выше в приоритете, чем Штаты? После окончания учебы и истечения студенческой визы, в США у тебя мало шансов остаться в стране. Австралия в этом отношении предлагает после окончания учебы по магистерской программе практически автоматическое получение двухгодичной рабочей визы. Она позволяет работать совершенно без ограничений. В то же время специфика в том, что по неизвестной мне причине во внимание принимается только местный опыт. Здесь не идет речь о дискриминации россиян - с этим сталкиваются даже студенты из Великобритании, США или Канады – люди, у которых английский язык – родной. Тем не менее, опыт их работы за рубежом редко принимается во внимание, когда они претендуют на какую-нибудь позицию. Австралия отличается неким австралийским снобизмом. Другое дело, если специалист редкий, т.е. умеет делать то, что делает несколько человек во всем мире. Тогда за ним будут гоняться – его привезут из любой страны, и знание/незнание языка не будет являться ключевым. А так рынок достаточно конкурентный. Специфика австралийской экономики в том, что Австралия является экспортноориентированной страной, экспортирует очень много полезных ископаемых и достаточно серьезно пострадала в результате мирового кризиса и падения цен на полезные ископаемые.

Поделитесь советом по поступлению для кандидатов из России. Как обратить на себя внимание приемной комиссии?

Я бы посоветовал, прежде всего, быть собой. Попытка изобразить из себя кого-то скорее всего не пройдет, потому что надо понимать, что люди, которые находятся в приемной комиссии читают тысячи заявлений в каждом цикле приема студентов. В моей бизнес-школе очень серьезно относились к мотивации. У меня есть знакомый, которому Мельбурнская школа отказала, посчитав, что ему не нужно. Не потому что он не подходил по формальным критериям (по уровню языка или тесту GMAT) – они посчитали, что в его ситуации это образование не принесет пользы. То есть вы должны для себя понять, почему вы этого хотите, какую вы перед собой ставите цель. В то же время ваше эссе должно быть достаточно креативным – нельзя сделать copy-paste, поменять название школы и всем разослать его.


Какие перемены произошли в вашей жизни после окончания программы?

Я совершенно не жалею, что поехал учиться, потому что, прежде всего, это расширение кругозора. Когда ты переезжаешь в другую страну, сталкиваешься с разнообразием культур, людей, когда тебя погружают в интенсив - это встряхивает мозг, привыкший к рутинной работе. Это колоссальный жизненный опыт, возможность взглянуть на вещи под новым углом. Кроме того, это возможность по-новому взглянуть как на жизненные, так и на карьерные приоритеты.

Для себя я понял, что моё призвание – налоги. Ещё студентом, я начал работать налоговым консультантом и получил повышение по работе ещё до окончания бизнес-школы. Сейчас я руковожу офисом компании H&R Block Tax Accountants в Мельбурне. Я также веду свой блог о налогах в России , где я рассказываю своим соотечественникам о важных изменениях в Российском законодательстве. Это мой личный вклад в pro-bono консультирование. Профессия налогового советника (tax advisor) требует быть в курсе последних изменений и постоянного повышения своей квалификации. Поэтому я продолжаю учиться, и в настоящий момент я получаю Graduate Diploma of Tax Law.

Благодарим Григория за интервью и предоставленные фото!

Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных