Какие значительные изменения произошли на рынке послевузовского бизнес-образования за последние десять лет?
В последнее десятилетие наблюдается всплеск трудоустройства выпускников MBA на развивающихся рынках. Думаю, довольно скоро Азия обгонит США по уровню возможностей для магистров делового администрирования. Некоторые работодатели в Китае и Индии ежегодно нанимают тысячи выпускников МВА. Во многие транснациональные корпорации, которые уже работают на этих рынках или планируют на них выйти, устраиваются выпускники западных бизнес школ для работы в развивающейся экономике. Таким образом, мы наблюдаем усиление мобильности выпускников МВА – не только с новых рынков на Запад, но и с Запада на развивающиеся рынки. Это фундаментальная смена направления потока специалистов, которая только ускорится в ближайшие десять лет.
Кроме того, в последнее десятилетие наблюдается резкий рост спроса на магистров делового администрирования с опытом работы более шести лет, в связи с чем появляется больше программ executive MBA, выпускники которых претендуют на гораздо более высокие зарплаты. Специалисты со степенью MBA перестали быть однородной группой. По мере того, как бизнес школы готовят все больше магистров без опыта работы, работодатели повышают зарплаты опытных кандидатов MBA, сильными сторонами которых являются эмоциональный интеллект, лидерские и коммуникативные навыки, стратегическое мышление. Часто эти качества оказываются более важными для выпускника МВА, чем традиционные, скажем, знание бухгалтерского учета. Нанимая магистров делового администрирования с опытом работы менее двух лет, местные работодатели не будут платить им намного больше, чем выпускнику без опыта. Транснациональные компании, сотрудники которых получают, в среднем, $100.000, все еще отдают предпочтение выпускникам МВА со стажем от трех до пяти лет, а зарплаты тех, кто окончил программу executive MBA, нередко превышают эту сумму в два раза.
Ответственность и социальное предпринимательство стали важными приоритетами в карьере выпускников МВА. В частности, потрясение от кредитного кризиса и потеря доверия молодых людей к банковскому сектору привели к тому, что новое поколение магистров делового администрирования стремится построить социально ответственную карьеру как в условиях корпоративного сектора, так и собственного бизнеса. Согласно исследованию QS TopMBA.com 2011 года, 33% кандидатов хотят открыть свое дело, десять лет назад их было 23%, а число желающих получить специализацию в сфере финансов, остается невысоким. Aspen Institute регулярно публикует рейтинги бизнес школ “Beyond Grey Pinstripes”, составленные на основе курсов, посвященных социальной ответственности.
Как вы считаете, европейские и азиатские бизнес школы могут оспорить лидерство США в сфере послевузовского бизнес-образования?
Спрос на программы МВА в Западной Европе и на нескольких развивающихся рынках, таких как Гонконг, Сингапур и Китай, продолжает расти - это неизбежный результат формирования потребности в выпускниках МВА у местных, региональных и транснациональных компаний.
США остаются самым популярным образовательным направлением в мире, более 60% кандидатов MBA намерены учиться в Америке, хотя десять лет назад их было 80%. Как показывает исследование QS, 30% американских кандидатов на программу full-time MBA хотят поступить в школу за пределами США и отдают предпочтение Европе и Азии.
Отношение к учебе в бизнес школе явно меняется. Теперь студенты делают больший акцент на сети контактов выпускников и работодателей. Австралийские и европейские школы успешно завоевывают международное признание и прекрасную репутацию, что позволит им конкурировать с учебными заведениями США в ближайшие десять лет, а также создают сильные сети выпускников. Укороченные курсы, международный акцент, консалтинговые проекты в компаниях становятся неотъемлемой частью этих новых программ. Скорее всего, в ближайшие десять лет азиатские бизнес школы будут отставать в формировании профессорско-преподавательского состава и инфраструктуры, которые необходимы для поддержания международной репутации, но в ближайшие годы они, очевидно, выйдут на мировой уровень.
Сможет ли практическое обучение заменить метод кейсов? Или школы, использующие кейсы, просто добавят элементы практики в расписание?
Учебные планы мировых программ MBA претерпевают изменения. В расписание большинства европейских и американских программ теперь входят консалтинговые проекты и обучение на практике, при этом студенты продолжают рассматривать кейсы в аудитории.
Что ждет послевузовское бизнес-образование в ближайшие 5-10 лет с точки зрения географии и методики?
Я бы выделил три тенденции: 1) online-формат дает школам новые возможности; 2) в связи недавним финансовым кризисом на программах MBA делается больший акцент на корпоративной социальной ответственности и бизнес-этике; 3) ввиду глобализации, школы больше ориентируются на межкультурный опыт, изучение иностранных языков и лидерство.
Кажется, бизнес школы комбинируют эти тенденции, когда пересматривают учебный план. Например, недавнее изменение расписания в Wharton School включает в себя
- акцент на логическом анализе
- акцент на этической и юридической ответственности бизнеса
- акцент на устной и письменной коммуникации
- акцент на новых методах развития лидерства, ориентирующихся на самоанализ.
Как изменились за последние десять лет выставки MBA? Что вы можете посоветовать кандидатам?
Посещение выставки MBA вроде QS World MBA Tour – это прекрасный способ лично встретиться с представителями приемной комиссии и выпускниками. Формат выставки за последнее десять лет немного изменился. Обычно участвуют от 70 до 130 ведущих мировых бизнес школ, также проводятся семинары, посвященные поступлению на программу МВА, подготовке к GMAT, трудоустройству и другим насущным темам. Процесс составления заявки начинается здесь, ведь сильные кандидаты получают шанс обратить на себя внимание представителя приемной комиссии, который, в итоге, может оказаться тем, кто принимает решение о зачислении. Беседа с выпускниками позволит понять, подходит ли вам культура школы, подтвердит или опровергнет правильность вашего выбора.
Обновились и мероприятия TopMBA Connect 121, разработанные для кандидатов на финальной стадии выбора программы МВА. Посетители этой выставки уже сдали нужные экзамены и готовы в ближайшем будущем подать заявку и поступить на программу МВА. Мы организуем индивидуальные интервью с представителями приемной комиссии, чтобы они могли определить уровень кандидата и упростить процесс рассмотрения заявки.
Советы кандидатам:
Совет первый:
с самого начала определите карьерные цели – подумайте, зачем вам степень МВА и в чем она вам поможет, хотите ли вы сменить направление карьеры или ускорить ее развитие. Какая отрасль и должность вас интересует? Вы хотите работать в своей стране или за рубежом? Насколько ваши ожидания соотносятся с тенденциями и возможностями рынка? Даже если вы планируете рассмотреть все варианты уже на программе МВА, четко сформулировав карьерные цели, вы составите более качественную заявку.
Совет второй:
займитесь самоанализом – рассмотрите ваши сильные и слабые стороны, качества, которые вы планируете развить на программе МВА. Так вы сэкономите время и энергию и целенаправленно подойдете к выбору школ.
Совет третий:
учитывайте свой бюджет – достаточно ли у вас средств, чтобы уйти с работы и учиться full-time, или же вам больше подойдет Executive part-time MBA или программа в формате удаленного обучения.
Совет четвертый:
ищите информацию – проведите систематический рациональный поиск сведений, которые позволят сократить список школ; составьте собственный рейтинг. Выберете не более шести школ, в которые намерены поступать: возможно, две элитные школы с очень строгими критериями отбора, но о которых вы мечтаете, две школы, занимающие высокие позиции в рейтингах, и более реальные для вас, и две школы высокого качества с мягкими критериями (чтобы гарантировать, что вас примут в хорошее учебное заведение).
Совет пятый:
не пренебрегайте возможностью лично встретиться с выпускниками на выставке. Обучение на программе МВА требует огромных инвестиций, и вы должны удостовериться, что культура школы вам подходит, а ваше мнение о программе соответствует действительности прежде, чем примете окончательное решение.
По материалам сайта Accepted.com.