Молодым мамам, которые в прошлом месяце пришли за покупками в супермаркет Copley Mall в центре Бостона, предложили принять участие в опросе, посвященном мылу, который проводили студенты Harvard Business School. Не думайте, что учащиеся решили подзаработать: они участвовали в проекте по запуску бактерицидного моющего средства одной бразильской компании.
Введение «полевой» работы, которая подразумевает выход с кампуса и разговоры с людьми, ознаменовало крупные изменения в HBS. Обычно студенты сидят в аудитории и обсуждают кейсы с профессорами. Теперь же они могут работать в развивающейся стране и открыть молодую инновационную компанию. «Обучение на практике» станет нормой, если коренное изменение учебного плана на программе МВА будет иметь успех.
900 студентам, приехавшим этим летом в Бостон на двухлетний курс, сообщили, что они будут подопытными кроликами. В учебный план HBS была добавлена новая практическая часть “FIELD” (Field Immersion Experiences for Leadership Development - погружение в практический опыт для развития лидерства). Не всем сотрудникам и студентам нравится, что на них ставят эксперимент. Но ответственный за реформу Нитин Нория (Nitin Nohria), ставший деканом HBS в июле 2010 года, заявляет: «Если это сработает, то метод FIELD будет применяться наравне с изучением кейсов».
Задолго до того, как возглавить HBS, Нория жаловался, что бизнес школам не удается превратить менеджмент в профессию, подобную юриспруденции и медицине. Он утверждал, что человек со степенью МВА должен не только «овладеть обширными знаниями, но и разумно их применять». Студенты MBA уже давно проходят летние стажировки в компаниях-работодателях, но HBS, подобно большинству бизнес школ, практически больше ничего не делает, чтобы помочь учащимся применить на практике усвоенные теории менеджмента.
Программа для второго года обучения еще находится на стадии разработки. А на первом году студенты пройдут три модуля. Первый – упражнения на сплоченную командную работу. Участники по очереди возглавляют группу, занятую в проекте, вроде создания «экологичной скульптуры». Они учатся сотрудничать, давать оценку и воспринимать критику. Эти упражнения основаны на тех, что применяются в армии США.
Второй – студентов на неделю направят в одну из 140 фирм, расположенных в 11 странах мира, начиная с бразильской мыловаренной компании и заканчивая китайской фирмой в сфере недвижимости. Участники нового набора уже проводят с ними телефонные конференции и мини-кампании по развитию продукта, подобные той, что прошла в Copley Mall. Это структурное обучение на практике разительно отличается от традиционного для HBS призыва «идти навстречу приключениям» вне аудитории.
В третьем модуле студентам будет выделено восемь недель и по $3000 на запуск своей компании. Самые успешные, которых выберут голосованием сами учащиеся, получат дополнительное финансирование. Посмотрим, не станет ли эта инициатива обновленной версией соревнования бизнес-планов. Нитин Нория надеется на появление реальных компаний. Если бы HBS подумала об этом, когда Билл Гейтс открывал Microsoft или Марк Цукерберг создавал Facebook, возможно, школа получила бы их акции.
Остается непонятным, каких результатов можно добиться за неделю. Панкадж Гемават (Pankaj Ghemawat), гуру менеджмента, говорит: «Согласно теории, опыт погружения должен составлять не менее 2-3 недель и закрепляться занятиями в классе». Аудиторная подготовка студентов HBS должна быть очень тщательной, чтобы компенсировать краткость их «полевых» заданий. Кроме того, некоторые выпускники, согласившиеся предоставить учащимся возможность провести проект в своих компаниях не уверены, что смогут дать им значимую работу.
Помимо этого, некоторые профессора сомневаются, что эти изменения дадут результат. «В январе голосование за полевой метод вызвало столько энтузиазма, сколько можно было ожидать от профессорско-преподавательского состава», - заявил Нитин Нория. Он мудро распределил составление нового учебного плана среди нескольких групп профессоров. «Голосование открыло зеленую улицу плавному эксперименту в течение 3-5 лет, мы посмотрим, сможем ли сдвинуться с мертвой точки», - говорит он. Кстати, понадобилось 13 лет, чтобы метод кейсов более или менее стал тем, что он представляет собой сегодня.
Это недешевый эксперимент, стоимость курсов увеличилась на 10-15% (студенты платят не менее $84.000 в год), и расходы покроет HBS. Многое поставлено на карту, ведь за Harvard могут последовать другие университеты.
По материалам сайта Economist.