Дэниел Уэсли (Daniel Wesley) уже с момента подачи заявки знал, что не станет брать студенческий кредит. Он уже выплатил около $45.000 после обучения на вузовской программе, и идея отдать еще $200.000 или около того ему совершенно не нравилась. Когда Дэниел поступил на программу Weekend MBA в Booth School of Business при University of Chicago, он обратился за помощью к родителям. Они уже внести плату за первый год его обучения в школе и планируют оплатить второй.
Ближайший День открытых дверей компании MBA Consult - 20 августа Зарегистрироваться на мероприятие. |
«Это огромное преимущество: вам гораздо легче живется, если вы знаете, что по окончании программы не придется отдавать долг почти в четверть миллиона», - говорит Уэсли, 33-летний генеральный директор Creditloan.com, вебсайта, посвященного личным финансам.
Число студентов бизнес школ, которые рассматривают родителей как источник финансирования (безвозмездного или в качестве кредита без процентной ставки), растет. Расходы на двухлетней бизнес-программе в ведущей школе нередко достигают $150.000, с учетом стоимости обучения, взносов и расходов на жилье. Согласно опросу Graduate Management Admission Council, с 2003 по 2007 годы количество студентов, которым родители оказали помощь в оплате бизнес школы, удвоилось, а в 2010 году оно составило почти 40%.
«Последствия финансового кризиса и ужесточение условий кредитования привели к тому, что студенты все реже решаются взять кредит на обучение, - замечает Хэйли Читти (Haley Chitty), официальный представитель National Association of Student Financial Aid Administrators. - Когда экономическая ситуация становится неясной, желание взять кредит, естественно, снижается. Занять денег у родителей безопаснее, чем у правительства, долг которому, если вы обанкротитесь, придется возвращать всю жизнь».
Жизненно важное финансирование
Для большинства студентов поддержка родителей – это только один из источников финансирования послевузовского образования, наряду с кредитами, личными сбережениями, грантами и стипендиями. Но с недавних пор она стала играть более важную роль. По результатам исследования GMAC, родители покрывают, в среднем, 37% расходов студента на обучение посредством кредитов, денежных подарков или того и другого.
«К помощи родителей обращается больше студентов 24 лет и моложе, - говорит Мишель Спаркман-Ренц (Michelle Sparkman-Renz), директор GMAC по коммуникативным исследованиям. - Их привлекают годовые специализированные программы, для поступления на которые требуется небольшой опыт работы или не требуется никакого. В 2005 году только 22% сдававших GMAT были моложе 24 лет, сегодня доля этой возрастной группы достигает 29%».
«Школы улавливают тенденцию, что мамы и папы оплачивают значительную часть расходов студентов, и на некоторых вебсайтах программ по бизнесу появилась информация специально для родителей, их даже приглашают на мероприятия для поступивших. А они, в свою очередь, рассматривают высшее образование – и университетское, и послевузовское – как выгодные инвестиции», - продолжает она.
Согласно GMAC, родители европейских студентов годовых магистерских программ моложе 24 лет финансируют около 42% их расходов на обучение. А родители азиатских студентов такого же возраста оплачивают около 46% расходов, связанных с учебой детей. Особенно это характерно для Китая, где более трети сдающих GMAT моложе 24 лет, при этом, как отмечает Спракман-Ренц, среди кандидатов женщин больше, чем мужчин в пропорции 2 к 1.
Полная оплата
Американские студенты меньше зависят от поддержки родителей, чем их европейские и азиатские коллеги, однако и в США родители студентов моложе 24 лет готовы оплатить 20% расходов. Как отмечает GMAC, студенты в возрасте от 24 до 30 лет планируют свой бюджет из расчета, что родители оплатят до 10% затрат на обучение.
Некоторым студентам везет, и их родители оплачивают всю стоимость программы МВА. Примером этому может служить Кэтрин Палмер (Kathryn Palmer), 27-летняя студентка online-программы MBA в Penn State . Еще подростком Кэтрин попросила мать, чтобы та оплатила ее обучение, а не свадьбу. Палмер не жалеет о таком выборе: «Теперь я понимаю, насколько была права, потому что обучение стоит гораздо больше, чем свадьба. Многие мои друзья взяли кредиты, а я совсем не хочу окончить школу с огромным долгом».
Палмер работает в маркетинговом отделе казино в Атлантик-Сити и в сентябре выходит замуж, она планирует скромную церемонию. Ее мать, Кэрол Прайд (Carol Pride), начальник информационного управления в Mohegan Sun Casino & Resort в Анкасвилле, Коннектикут, рассказывает, что всегда хотела помочь дочери оплатить учебу на послевузовской программе, если та решит выбрать этот путь: «Благодаря тому, что мы оплатили учебу Кэтрин, она более серьезно отнеслась к выбору школы. Мы думаем, что образование очень важно, оно всегда будет отличать наших детей, так что мы с радостью делаем эти инвестиции».
Нетрадиционный путь
Некоторые студенты идут нетрадиционным путем в поисках источника финансирования обучения. Брук Хенц (Brooke Henze), 28 лет, и ее муж оплатили свой первый год в Fuqua School of Business при Duke University из личных сбережений. Но когда пришло время оплачивать второй год, Брук обратилась за помощью к родителям, которые являются совладельцами ее дома.
«Мы оба хотели окончить ведущую бизнес школу, но не могли позволить себе отдать по $46.000 за обучение, - объясняет она. – Мои родители тоже не могли за меня заплатить, но я договорилась с ними о залоге дома».
Родители Брук изменили условия ипотеки, и Хенц с мужем смогли получить в кредит под залог жилой недвижимости около $100.000 с процентной ставкой всего лишь на 0,75% выше базовой. «Это дешевле, чем федеральные кредиты для студентов послевузовских программ, ставка которых может достигать 8%. Я уверена, что мы сможем выплатить кредит в ближайшие пять лет, - отмечает Хенц, которая теперь открывает консалтинговую компанию Red Wagon Venture. - Просто мы нестандартно мыслим».
Цены быстро растут
«Стоимость программ быстро растет. Это одна из причин, почему студенты все чаще обращаются к родителям, когда речь заходит об оплате бизнес школы», - говорит Дэн Тибо (Dan Thibeault), президент и один из основателей Graduate Leverage, компании по консолидации студенческих кредитов и управлению задолженностями. У 15-20% всех студентов МВА, с которыми он работает, сумма долга по окончании школы составила $150.000.
«Еще 5-6 лет назад это было немыслимо. Может быть, студент четырехлетней программы в сфере стоматологии и взял бы такой кредит, но реальность, что студент двухлетней программы оканчивает образование с таким долгом, почти шокирует, - продолжает он. – Естественно, что любящий родитель скажет: “Ничего себе сумма! Я просто обязан помочь!”».
Все чаще служба финансовой помощи бизнес школ помогает студентам облегчить долговое бремя, которое они взваливают для финансирования обучения. Помощник главы администрации Tuck School of Business при Dartmouth University Стивен Лубрано (Steven Lubrano) заявляет, что в этом году школа прилагает все усилия, чтобы свести сумму студенческого долга к минимуму, и предлагает кандидатам рассмотреть другие способы финансирования прежде, чем брать кредит. И некоторые студенты обращаются за помощью к родителям.
«Честно говоря, нас сильно беспокоят студенты, которые берут слишком большую ссуду, - говорит Луборано. – В этом году мы впервые ввели строгие ограничения на сумму кредита. Мы просим студентов инвестировать в обучение, опираясь, в основном, на личные источники».
По материалам сайта BusinessWeek.