Я люблю третье эссе в Chicago Booth - эссе в PowerPoint.
Сказав это, я противопоставил себя большинству аппликантов программ МВА и многим моим коллегам, включая редакторов Accepted. Даже президент Accepted Линда Абрахам (Linda Abraham) отметила некоторые сложности, которые ставит PowerPoint перед поступающим. Она имела в виду потенциальное ограничение творческого начала (количеством статичных слайдов), а также ограничение коммуникации из-за недостаточного использования текста и слов.
Как всегда, Линда уловила самую суть. Из-за того, что программа PowerPoint является стандартной программой для оформления презентаций в организациях всех мастей, многие пользователи стали слишком зависимы от этих одинаковых объектов clip art, объемного текста, различных стрелочек и кубиков. Есть категория пользователей, которая злоупотребляет анимацией и прочими функциями программы, и из-за этого от аудитории ускользает ключевой смысл сообщения. Но проблема возникает из-за того, как люди пользуются этой программой, а не из-за самой программы. Как вы вскоре убедитесь сами, я полностью поддерживаю решение руководства школы Booth о запрете использования текста. Слайды должны говорить сами за себя. Я ратую за это отчасти ещё и потому, что в McKinsey мы, патологические любители PowerPoint (а у нас был целый отдел, который занимался только презентациями в PowerPoint), использовали все инструменты для сопровождения докладов и прочих презентаций, но старались сделать презентации таким образом, чтобы отсутствующие на собрании люди потом смогли без проблем понять, о чем шла речь. Слайды должны говорить сами за себя.
И ваши тоже. Вот несколько советов, как обращаться с возможностями этой программы.
· Используйте наглядные изображения, а не слова. Вы, возможно, уже слышали об этом, но данным советом нельзя пренебречь. PowerPoint не является ещё одним способом рассказать о себе на словах. Не нужно использовать различные списки ваших достижений, интересов, целей. Лучше найдите картинки, используйте (забавные) схемы и графики, различные символы и значки - всё что угодно, что может наглядно проиллюстрировать ваши идеи. Возможно, вам уже приходилось делать подборку для тематических видеорядов для различных мероприятий на работе, дома, в школе, на свадьбах, просто вы не придавали этому большого значения. Используйте этот опыт, определитесь с тем, что вы хотите рассказать, найдите картинки и соберите их в единый визуальный ряд. Конечно, вам не обойтись без заголовков или коротких пояснений, но визуальная часть должна доминировать над текстовой. Если приемная комиссия Booth захотела бы почитать о вас побольше, у вас попросили бы три эссе, а не два и презентацию в PowerPoint.
· Используйте структуру. Если и есть что-то, что мои клиенты выносят для себя из нашего сотрудничества (надеюсь, что это не единственная вещь), так это мысль о том, что без четкой структуры не обойтись. Эссе должны иметь четкую структуру, и эссе, выполненное в PowerPoint, не является исключением. Слайды, несмотря на то, насколько разнообразным может быть их содержание, должны быть связаны между собой. Если больше придумать нечего, то они могут быть связаны ключевой темой: все слайды рассказывают о вас. Не забывая об этом, многие мои клиенты начинают презентацию с первого «организующего» слайда, который представляет собой фотографию клиента, окруженную тремя изображениями различных сторон его жизни, о которых он хочет рассказать в оставшихся трех слайдах: общественная работа, занятия спортом и семья, к примеру. Скрытые преимущества такого подхода заключаются в том, что вам уже не нужно придумывать четыре разных слайда о разных сторонах вашей жизни - а вдруг вы столько не наберете. Другая категория клиентов предпочитает тематический подход, выстраивая эссе вокруг одной темы вроде «я и общество» или «положительное влияние моей работы на меня и на общество». В этом случае в PowerPoint создается визуальная презентация на тему главного извечного вопроса в школе-конкуренте Stanford: Что для вас является самым главным в жизни и почему? И вновь повторю, используйте визуальные средства для раскрытия этой темы. Также не пренебрегайте структурой каждого отдельного слайда. Все четыре слайда должны быть единым и логичным слайд-шоу.
Избегайте излишеств и повторений. Очевидно, что материал, представленный в вашей презентации, не должен пересекаться с тем, о чем вы уже рассказывали в двух эссе. Возможно, вы уже упоминали о развитии вашей карьеры, о ваших целях и общественной работе. Так что избегайте значительных совпадений с тем, о чем приемной комиссии уже известно. В то же время можно использовать PowerPoint для того, чтобы подробнее рассказать об одном моменте из ранее изложенного. К примеру, если среди ваших целей есть работа в семейном бизнесе, в котором вы пока еще не заняты, используйте слайды, чтобы показать (а не только рассказать) больше. Включите в него изображение членов семьи, вовлеченных в это дело, выпускаемую продукцию или производственные возможности. Вы можете изобразить то, как вы намерены улучшить семейный бизнес. Если вы подробно рассказали об общественной работе во втором эссе, то посвятите презентацию занятиям спортом или участию в культурных или религиозных мероприятиях. Если в прошлом у вас нет особых достижений в этих областях, вы можете рассказать о ваших стремлениях, используя как можно больше наглядного материала. Подходите к заданию творчески: может быть, вы используете слайд-шоу для рассказа о новом клубе, который вы организуете в Booth, или о своей инициативе, которую хотите представить. Как и в случае с эссе, единственный наглядный детальный пример или одна идея работают намного лучше, чем длинный нераскрытый список.
Я надеюсь, что эти советы помогут вам почувствовать больше уверенности при работе над тем, чего обычно опасаются больше всего: эссе в PowerPoint.
По материалам сайта www.blog.accepted.com.