Имея опыт в сфере устойчивого развития и маркетинга в компаниях малого бизнеса, некоммерческих и правительственных организациях, я поступила в бизнес школу, чтобы исследовать новую территорию: диплом MBA должен был стать мостом в крупный бизнес. Ночами я штудировала учебники по финансам и бухгалтерскому учету, осваивала Excel и применяла закон Литтла, чтобы сократить издержки на воображаемых заводах. Мне казалось, что за шесть месяцев я выучила столько, что в других обстоятельствах на это потребовалось бы десять лет.
Но я вовсе не считала себя самой умной. Наоборот, на первом же занятии спустя десять минут обсуждения кейса по стратегии я предложила решение, которое оказалось неправильным - ужасающе, хрестоматийно неправильным. Я удивлялась, насколько вдумчивыми и серьезными были мои одногруппники, и при этом насколько интересными: ветеран военно-морского флота из Ирака, сценарист комедийных телешоу, сотрудник федерального агентства.
Позднее мне пришлось удивиться еще раз: тому, как сложно найти работу во время финансового кризиса. Я как раз вносила последние штрихи в резюме, когда произошел обвал банка Lehman Brothers. А когда я проходила собеседование на летнюю стажировку, пошатнулась европейская экономика.
Несмотря на заверения консультантов по развитию карьеры, что я делаю все правильно: использую сеть контактов, веду проекты в компаниях, дополняю свою анкету online – я поучала неутешительные результаты. После десятилетий успехов в учебном и профессиональном плане я столкнулась с постоянными и обескураживающими отказами.
«Мы заморозили прием на работу». «Мы решили вообще отказаться от этой вакансии». Ошеломляющее: «Дело в том, что вы не идеальны». И, что хуже всего, молчание. В конце концов, через полгода бесплодных поисков, я получила два приглашения в один и тот же день. Я согласилась на должность в сфере маркетинга в EDF Energy, британском филиале одной из крупнейших ядерных компаний.
Я рада, что выбрала ведущую мировую школу в сфере маркетинга. И не только потому, что помогаю восстановить доверие к ядерной энергии после событий на Фукусиме или представляю французский бренд потребителям в Великобритании. Я стараюсь довести до сведения клиентов преимущества низкоуглеродного электричества. Мои лекции по стратегии бренда, рекламы и антикризисного управления зачитаны до дыр.
В бизнес школе я не только научилась разбираться в механизмах работы компании, но и получила возможность заниматься тем, что меня интересует: маркетингом экологичных продуктов и брендов. В школе не было курсов на эту тему, а в службе карьерного развития о таких позициях не знали. Но благодаря самостоятельной работе, внеучебным проектам и нетворкингу я смогла получить необходимые знания и опыт.
Я поступила в бизнес школу, четко представляя, чем хочу заниматься, и окончила ее, твердо намереваясь достичь своей цели. Степень МВА мне была нужна не для того, чтобы найти теплое местечко и скакать вверх по карьерной лестнице. Инвестиции времени и денег окупятся, только если с помощью диплома МВА я сделаю то, во что верю. Сложности, с которыми я столкнулась при поиске работы – не просто любой работы, но в выбранной сфере – научили меня стойкости, терпению и упорству. Я стала лучше разбираться в своих сильных и слабых сторонах, мотивации. Это более важные уроки, чем те, которые я усвоила в аудитории. В конце концов, я устроилась на интересную и высокооплачиваемую должность в одной из крупнейших в мире технологических компаний, EDF Energy.
Итак, стоило ли оно того? Должно пройти еще несколько лет, прежде чем я с уверенностью отвечу на этот вопрос. Степень MBA, как хорошее вино, с годами становится лишь ценнее. Но всегда есть риск, что дорогое вино окажется прокисшим. Сейчас могу сказать лишь одно: спустя год после того, как я получила диплом МВА, я ни о чем не жалею.
По материалам сайта Economist.