Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Деканы против огня кризиса

Деканы против огня кризиса

Как всё может измениться буквально за год. 8 апреля 2008 года Harvard Business School провозгласила о столетнем юбилее MBA и своей исключительной роли в развитии бизнес образования. 

Год спустя свет увидел текст интроспективного исследования, ставившего под сомнение роль бизнес школ в развитии бизнеса, а Harvard Business Review инициировал онлайн дебаты под названием How to Fix Business Schools (Как улучшить бизнес школы).

Harvard не одинок в этом молчаливом признании того, что что-то пошло не так в мире бизнес образования.

На недавней встрече AACSB, аккредитационного совета американских бизнес школ, многие профессора заявляли о том, что в душе они действительно были и остаются социалистами. Один из участников назвал это заседание «терапевтическим» для деканов американских бизнес школ.

Общественность по-разному оценивает степень вины бизнес школ в произошедшем в экономике кризисе, существуют полярные точки зрения и на то, что следует предпринять специалистам, чтобы вернуть доверие людей к бизнесу и к выпускникам.

Ричард Козьер (Richard Cosier), председатель правления AACSB и декан Krannert school при Purdue University, выражает радикальное мнение по этому вопросу. Он убежден, что банальная жадность и манкирование профессиональной этикой явились причинами случившегося, а бизнес школы тут ни при чем.

Мнение о том, что в бизнес школах не следовало посвящать студентов в механизмы действия сложных финансовых моделей, является откровенным заблуждением, считает он. “Вы же не станете запрещать преподавание химии из-за того, что студенты могут узнать, как готовить взрывчатку. Всё дело в том, как человек распоряжается полученными знаниями”, - говорит он.

Другие не столь решительно настроены. Сантьяго Инигуэс (Santiago Iniguez), декан испанской IE Business School, разделяет мнение большинства: “Если мы не примем на себя часть ответственности за произошедшее, мы признаемся в своем нежелании иметь к этому отношение”.

И пока кто-то из руководителей убежден в том, что школы должны продолжать принятую политику, другие вносят поправки в учебный план и пересматривают основные программы.

Harvard, всегда медленно реагировавшая на изменения, стала одной первой из первых школ, вместе с Insead, кто запустил executive-программу без присуждения степени, удовлетворяющую новым требованиям и реалиям делового мира.

Большинство школ по-новому рассматривают вопросы риска и финансового моделирования в рамках курсов, но разве этого достаточно?

В Stanford business school Гарт Салонер (Garth Saloner), профессор, назначенный в сентябре деканом школы, верит, что измениться должна не только теоретическая часть курсов, но и способ преподавания.

Салонер был главным вдохновителем нового имиджа Stanford MBA. Теперь студенты работают в небольших учебных группах, обсуждают различные проблемы деловой жизни. Цель школы, говорит он, - научить студентов критически оценивать проблемы современного делового сообщества и бизнеса.

Другие считают, что проблема более глубока и кроется она в системе. Дипак Джейн (Dipak Jain), бывший декан Kellogg school при Northwestern University, говорит, что сейчас мы оплачиваем счет за 10-15 лет экономического процветания. “Студенты больше сконцентрировались на зарабатывании денег, а не на учебе, необходимо скорректировать уровень зарплат специалистам MBA”, – говорит он.

Салонер с пренебрежением относится к идее, что двухлетняя программа Stanford MBA окажется слишком дорогой для лучших студентов, но Джейн считает, что цена станет определяющим фактором для многих школ.

“Я считаю, что бизнес образование скоро будет напоминать сэндвич, где будут студенты, посещающие топовые школы, и студенты, посещающие государственные”, - говорит он. По мнению профессора Джейна, школы среднего уровня смогут выжить при условии, что они станут узкоспециализированными.

Вопрос цены также подстегнет рост числа Part-Time или технологически обусловленных программ, считает он.

Но некоторым недостаточно даже этих грядущих изменений. Генри Минцберг (Henry Mintzberg), профессор менеджмента в канадской бизнес школе McGill и французской Insead, имеющей таже кампус в Сингапуре, давно критикует традиционную американскую модель MBA и сейчас не устает повторять, что в первую очередь нужно менять структуру программ американских бизнес школ и педагогический подход к обучению студентов.

“Американские бизнес школы этого просто не понимают. Они пытаются исправить ситуацию, но остаться в рамках своей традиционной модели”, - говорит профессор.

Он заявляет, что методика изучения кейсов, повсеместно применяющаяся в американских бизнес школах, ориентирующихся в свою очередь на Harvard, направлена на обучение студентов принимать ответственные решения, но она не подходит молодым слушателям, которые превалируют в бизнес школах. В 2008 году в выпускном классе Harvard более двух третей студентов получили образование уровня undergraduate не более четырех лет назад.

Питер Туфано (Peter Tufano), профессор финансов в Harvard, рассказывает, что метод изучения кейсов и его роль в воспитании «самонадеянности» в студентах стали главной проблемой бизнес школы, когда руководство начало анализировать собственные промахи и их роль в экономическом кризисе.

Признанный лидер в области мирового бизнес образования, Harvard стал легкой мишенью для тех, кому нужно было свалить вину за экономический крах на плечи бизнес школ и выпускников программ MBA. Но даже руководство школы было в ужасе, когда выяснилось, сколько имен, связанных с Harvard, играли ключевую роль в развитии кризиса: Хэнк Полсон (Hank Paulson), бывший министр финансов, Кристофер Кокс (Christopher Cox), бывший председатель Комисси по ценным бумагам и биржам, Стэн О’Нил (Stan O’Neal) и Джон Тахин (John Tahin), последние два руководителя Merrill Lynch, и Энди Хорнби (Andy Hornby), бывший президент HBOS.

Филип Делвс-Бротон (Philip Delves-Broughton), выпускник Harvard 2006, убежден в необходимости коренных изменений: “Они [Harvard] пытаются продать автомобиль Hummer в то время, как все сходят с ума по Fiat Cinquecento.”

Профессор Минцберг идет в своих рассуждениях дальше. Он считает, что инноваций в области бизнес образования не стоит ждать от Америки, они придут из Европы. “Американские бизнес школы не создают менеджеров, они создают гордецов. И этого никто не хочет менять. Американские школы находятся на подъеме... пока они не будут близки к банкротству или количество заявлений на поступление не упадет до нуля, они не станут меняться”, - говорит он.

По материалам сайта www.ft.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги