Как сообщает Graduate Management Admission Council, организация, контролирующая вступительный экзамен GMAT, число заявок в двух третьих европейских бизнес школ в прошлом году сократилось, хотя до этого стабильно росло в течение многих лет.
В некоторых школах объем заявок упал более чем на 10% - это произошло еще перед летом 2011 года, когда еврозона достигла пика своих бедствий. Не избежали спада даже экономически стабильные, но и более дорогие школы в Швейцарии и Великобритании.
Европейские студенты, которые могут позволить себе обучение за рубежом, рассматривают учебу как пропуск в страны, где после выпуска будет достаточно вакансий. Некоторые планируют учиться на зарубежных кампусах европейских бизнес школ.
Уровень безработицы в Испании составляет 22,9%, из-за чего объем заявок в престижную IESE Business School при University of Navarra на данный момент сократился на 5%, хотя, как отмечает глава приемной комиссии МВА Итциар де Рос (Itziar de Ros), этот спад последовал за многолетним ростом. «Почти треть студентов IESE остается в Испании после выпуска, и во время интервью и информационных сессий кандидаты в нашу школу делились опасениями относительно перспектив трудоустройства», - заметил де Рос.
Ежегодное процентное изменение объема заявок от кандидатов со всего мира
Набор, который начинает обучение осенью: |
IESE Business School, Испания |
IMD Business School, Швейцария |
Grenoble Graduate School of Business, Франция |
2009 года |
+16% |
+5% |
+61% |
2010 года |
+13% |
+13% |
+12% |
2011 года |
-10% |
-11% |
+6% |
Источник: школы. Сведения IESE и IMD соответствуют числу заявок на программу МВА, а данные Grenoble показывают количество заявок на все программы, выпускники которых получают диплом.
Одним из кандидатов, которые побоялись учиться в Барселоне, стал испанец Марсель Алдома Гелонч (Marcel Aldoma Gelonch). Он не подавал заявку в местные школы, а решил поступить в Fuqua School of Business при Duke University. Ныне студент второго года обучения в Fuqua, Гелонч опасался, что медленное восстановление европейской экономики затормозит его профессиональное развитие, если он устроится на работу в Испании. Он считает, что даже если бы нашел работу, то высокие налоги, введенные новым испанским правительством, значительно убавили бы его зарплату. Хотя Гелонч не собирается ставить себя в какие-то рамки и готов устроиться на «идеальную работу» в Испании, он также рассматривает позиции в сфере консалтинга и общего менеджмента в США, Лондоне и Швейцарии.
Миланская SDA Bocconi School of Management стремится облегчить финансовый груз, который отпугивает некоторых европейских кандидатов. С недавнего времени школа предложила два частичных освобождения от оплаты учебы (минус 50% и 70% стоимости) на основе заслуг для студентов не из Италии или стран Западной Европы.
Однако Европа не является единственным регионом, где наблюдается изменение спроса в области бизнес образовании. Если в самом начале кризиса число заявок в американские бизнес школы подскочило, то теперь эта тенденция меняется на противоположную, потому что экономика остается неустойчивой. Как сообщает Graduate Management Admission Council, в среднем, число заявок в набор, стартующий осенью этого года, сократилось на 5,7% в бизнес школах США и на 10,5% - в учебных заведениях Европы.
Некоторые европейские школы пострадали как раз из-за того, что на странах, где они расположены, кризис не отразился.
IMD Business School в Лозанне, Швейцария, старается убедить студентов, что инвестиции в ее программу стоимостью 121.000 швейцарских франков ($110.727), куда входят обучение, взносы и расходы на проживание, окупятся. Однако это довольно сложная задача, учитывая падение евро относительно швейцарского франка. Около 20% из 90 человек в наборе на программе МВА в IMD - европейцы, число заявок в ближайший набор из этого региона сократилось более чем на 10%.
В этом году для привлечение кандидатов IMD на треть увеличила финансовую поддержку студентов. Когда швейцарский франк почти на 20% превысил стоимость евро, школа ввела двухмесячную отсрочку платежа, а также поощряла учащихся брать дополнительные кредиты.
Но этих мер было недостаточно для Винсента О-Тен-Ноэ (Vincent Ho-Tin-Noé), парижанина, который искал годовую программу МВА или executive MBA, чтобы свести расходы к минимуму. В итоге он принял приглашение Harvard Business School, несмотря на то, что уже положил на счет IMD 15.000 швейцарских франков в качестве невозмещаемого вклада. Винсент счел, что международный бренд Harvard даст ему больше гарантий на нестабильном рынке труда.
Некоторые европейские студенты все еще рассматривают местные школы, но стремятся выехать на зарубежный кампус, надеясь расширить доступ к рынку труда. «На сингапурском кампусе Grenoble Graduate School of Business в последние два года наблюдается всплеск числа европейцев, - замечает Джудит Бувар (Judith Bouvard), декан и директор школы. - Число европейских студентов достигло 35% в наборе, по сравнению с 11% в 2009 году».
Телио Гурдон (Telio Gourdon), участник программы «Магистр международного бизнеса» в Сингапуре, хотел уехать из Франции – и вообще и Европы, – чтобы получить обширный международный опыт, а также возможность трудоустройства за рубежом. «Сингапур – подходящее место для бизнесмена», - заявляет он.
Европейцы, поступающие в Hult International Business School, отдают предпочтение кампусам в Шанхае, Сан-Франциско и Бостоне, а не лондонскому офису школы. Число заявок от студентов из Евросоюза удвоилось на шанхайском кампусе, и возросло на 83% в Бостоне. «Гораздо больше студентов из Европы стало подавать заявки за рубеж», - подводит итог Стивен Ходжес (Stephen Hodges), президент Hult.
По материалам: