Студенты IESE Business School первый год учатся на английском языке, второй год некоторые курсы они слушают на испанском. Это необходимо, чтобы подготовить их к работе в интернациональных командах. Глобальное видение слушателям дают совместные программы с ведущими бизнес школами США. Это, как считает декан IESE Хорди Кэналс, позволяет удерживать высокие позиции в рейтингах (в рэнкинге FT 2008 заняла 12-е место).
Вопрос: IESE с самого начала сделала ставку на совместные программы с ведущим школами США. Что дает такое сотрудничество вам?
Ответ: Еще в 1964 г. вместе с Harvard Business School мы запустили первую в Европе двухгодичную программу обучения, в которой активно использовали метод кейс-стади. Сейчас у нас есть совместные EMBA и Global MBA-программы. Традицию международного сотрудничества в области создания инновационных программ мы сохраняем до сих пор. С нашими партнерами из США и Европы нас объединяет общая философия и понимание того, что в эпоху глобализации современному менеджеру важно понимать, как работают бизнес и люди в разных частях мира.
Вопрос: Университетские бизнес школы, к которым относится и ваша, критикуют за увлечение исследовательской деятельностью. Вы согласны, что в преподавании не нужно увлекаться теорией?
Ответ: Специалистов по менеджменту часто сравнивают с врачами, но разве вы можете себе представить, чтобы хороший доктор смог поставить вам правильный диагноз и выписать рецепт, если он не опирается на серьезные научные разработки свои или своих коллег? В менеджменте неправильные решения также будут иметь опасные последствия. У нас есть несколько исследовательских центров при школе, мы принимаем участие в совместных международных научных проектах. Мы тратим ресурсы на то, чтобы у нас была конкурентоспособная программа Ph.D в менеджменте, по которой учатся будущие профессора других бизнес школ. Бизнес школы должны быть способны генерировать новые идеи. Поэтому исследования являются важным элементом нашей философии.
Но упреки в академизме в последнее время действительно стали довольно часто высказываться с разных сторон. Я считаю, что в этом вопросе важно соблюсти баланс между исследованиями и преподаванием практических навыков.
Вопрос: Но в последние годы специализированные бизнес школы приобрели серьезный вес. Как вы думаете, что окажется более востребованным?
Ответ: Существует много учебных учреждений, и все они используют различные стратегии. Некоторые из них стремятся достичь совершенства в области преподавания и исследований. Но в конечном итоге можно разработать множество программ, и каждая из них окажется успешной. Успешной может стать и новая школа, и являющаяся частью ведущего университета. В конце концов, этот бизнес работает по тем же законам, что и любой другой — главные факторы успеха у всех разные. Основной вопрос — как привлечь подходящих преподавателей и заполучить самых лучших студентов (может быть, не всех, но некоторых из них). Задача в том, чтобы организовать программу так, чтобы сделать и то, и другое правильно, а саму школу - коммерчески успешной.
Вопрос: Помимо вашей в международные рейтинги лучших школ мира в последнее время вошли и другие испанские школы. Вы ощущаете конкуренцию?
Ответ: При выборе бизнес школы я бы не руководствовался географическим принципом. Наша философия основана на принципах интернационализации. Наш состав преподавателей и студентов позволяет нам считать IESE одной из наиболее международных бизнес школ. У нас учится всего 20% граждан Испании, столько же, сколько из США, по 15% — из Азии и Южной Америки, и более 30% наших слушателей приезжает из Европы. Студентов из России у нас примерно 10-15 человек в год, и мы не стремимся увеличивать их число — нам важно соблюсти интернациональный состав в аудиториях.
Вопрос: Какие программы наиболее популярны в вашей школе?
Ответ: У людей разного возраста разные предпочтения, а в разных регионах предъявляются свои требования. Например, в Европе очень сильная тяга к Executive-обучению. В США предпочитают классический MBA, на который высокий спрос в Азии, Китае, Индии. Насколько мне известно, в России также более популярны традиционные программы. Среди наших программ у россиян пользуется большим спросом EMBA и Global MBA.
Вопрос: Спрос на Executive-обучение постоянно растет. Какие еще изменения могут произойти в структуре спроса?
Ответ: Мы первыми в Европе вышли на рынок Еxecutive-обучения более 30 лет назад, создали много открытых и клиентоориентированных курсов. Этот рынок постоянно растет, и мы занимаем ведущие позиции на нем, открыв несколько офисов по всему миру.
Но я не думаю, что произойдет снижение спроса на классический MBA. Тенденция последнего времени — рост интереса к обучению менеджменту более молодых людей. Слушатель Full-Time находится в возрасте 25-32 лет, он хочет больше знать о менеджменте, правда, чаще всего его привлекают короткие программы. Кроме того, меняется само представление об искусстве ведения бизнеса. Самое важное для современного лидера — знать, как управлять людьми. Поэтому MBA — это не то, что научит вас зарабатывать деньги, это средство для управления людьми.
По материалам сайта www.vedomosti.ru.