Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Человек с ученой степенью

Человек с ученой степенью

Сейчас многие желающие продолжить высшее образование интересуются магистратурой, но не все ясно представляют себе, откуда взялось это понятие, что именно под ним подразумевается и какие преимущества она дает.

Магистратура – (новолат. magistratura, от лат. magistratus - сановник, начальник) государственные должности в Древнем Риме. Все магистраты имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы.

В Средние века имя Magister artium liberalium носил учитель так называемых свободных наук. Впоследствии оно было присвоено ученой степени на философском факультете, к XIX веку вытесненной степенью доктора философии (PhD). Любопытно, что средневековые школяры, бакалавры и магистры или доктора соответствовали цеховым градациям учеников, подмастерьев и мастеров. Желающий обучиться мастерству должен был поступить в обучение к определенному мастеру (магистру). Следовательно, тогда магистрами называли студентов, достигших высших результатов в науках.

Со временем на Западе магистрами стали называть выпускников и студентов программ высшего образования. В США наибольшее распространение получили магистерские программы по деловому администрированию (Master of Business Administration – МВА), которые готовили людей, уже имеющих степень бакалавра и опыт управленческой работы, к деятельности на средних и высших руководящих должностях.

В русский язык слово «магистр» в значении «человек с ученой степенью» пришло из немецкого в XVIII веке, и в 1803 году ученая степень магистра была введена императорским указом в России. Лица, получившие эту степень, имели право заведовать кафедрой. Но в 1917 году ученые степени (магистры, доктора наук) были ликвидированы, и только в 1993 году степень магистра наук была восстановлена.

В нашей стране современные магистерские программы начали создаваться примерно в конце 1990-х годов. Этим выражалось стремление соответствовать общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования.

В 1999 г. в Болонье министры образования 29 европейских стран подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр. Бакалавр - первая ступень системы высшего образования в Европе. Окончив бакалавриат, студент может пойти работать на рядовых должностях. Магистратура – вторая ступень, которая предполагает углубленную фундаментальную и специализированную подготовку.

Внедряя в жизнь принципы Болонской декларации, европейские страны, включая Германию, Швецию, Финляндию и другие, начали процесс реформирования своих систем высшего образования.

Вступление России в общеевропейское образовательное пространство должно решить проблему признания наших дипломов за рубежом. Руководители Министерства образования и науки РФ уже разработали план присоединения России к так называемому Болонскому процессу: до 2010 года высшая школа должна стать двухуровневой (бакалавриат и магистратура), планируется ввести систему зачетных единиц (European Transfer Credit System), привести в соответствие с европейскими документы об образовании (Diploma Supplement) и улучшить качество образования.

Сегодня в Болонском процессе участвуют Австрия, Албания, Андорра, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Ватикан, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, Турция, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Материал подготовлен журналистом компании MBA Consult Ольгой Хантуевой.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги