Окончание. начало читайте здесь.
Джон Коулман поделился воспоминаниями о том, как мама читала ему каждый день в гостиной. "Я слушал, широко распахнув глаза и впитывая каждое драгоценное слово. Я выучил эти книги от корки до корки, - пишет Коулман, – но не мог их прочитать. Подобно многим детям, я страдал пониженной обучаемостью, и мой мозг не мог понять смысл всех этих букв и слов".
Желание Коулмана рассказать о своем первом сражении – не редкость для Harvard. “Студентам HBS очень важно, как их воспринимают окружающие, так что они, как вы можете себе представить, не слишком открыты, - говорит Эстер Су (Esther Hsu), студентка набора 2010 года и один из организаторов проекта. – Интересно, что к концу этих двух лет многие открыто рассказывают о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться".
Например, Сара Соммер (Sarah Sommer), студентка набора 2006 года. Ей было два года, когда ей поставили диагноз "глухота", и врач сказал, что ее навыки чтения не превысят уровень четвертого класса. Тридцать лет спустя, как пишет Соммер, она встречает утро, надевая "свои уши" - ее кохлеарные имплантаты. "Каждое утро я обещаю, что не буду воспринимать как должное птичий щебет за окном, дребезжание дверного звонка, объявляющего о приходе друзей, звонок телефона, когда родители хотят со мной поболтать. Каждое утро я снова и снова клянусь не просто слушать, но слышать".
Или Эми МакГоуэн (Amy McGowan), студентка набора 2008, отец которой прошел путь от бедняка на заводе по производству ковров в Далтоне, штат Джорджия, до доктора в области генетики. "Образование, - пишет МакГоуэн, - позволило ему воплотить в жизнь американскую мечту… Я беспокоюсь, потому что фундамент моей страны, состоящий из возможностей и мобильности, пошел трещинами. Целый класс тех, кто хочет честно зарабатывать на жизнь, низвели до статуса работающих бедняков из-за высоких цен на такие необходимые блага, как здравоохранение, жилье и энергия. У наших детей нет равных возможностей получить качественное образование. Я хочу всю жизнь посвятить тому, чтобы заделывать эти трещины".
И Жанин Барнетт (Jeanine Barnett), студентка набора 2009 года, попавшая в ужасную автобусную аварию, в которой погибли или получили ранения большинство пассажиров. Барнетт чудом не пострадала: "Я стояла, потрясенная, с другими выжившими – мне было больно и почти стыдно от той благодарности и облегчения, которое мы чувствовали за то, что не разделили ужасную участь остальных. Та девочка-подросток до сих пор напоминает мне, чтобы я жила жизнью приятных уступок, в которой мои противоречивые эмоции могут мирно сосуществовать по мере того, как я двигаюсь вперед… Она заставляет меня творить и опережать; строить организации, которые воспитывают и развивают художественные таланты в других; создавать мир, где актриса и бизнес-леди во мне могут работать вместе, поддерживать друг друга и вдохновлять других идти вперед".
Иногда ответы бывают весьма изобретательны. Ник Соман (Nick Soman), студент набора 2010 года, ответил на вопрос поэтессы Мэри Оливер стихотворением, в котором представляет, какой может быть его жизнь через несколько лет. Он уловил дух стихотворения Оливер, прославляющего маленькие моменты жизни, которыми нужно наслаждаться. Завершается эссе следующими словами: "Определите, что хотите сделать – и делайте. Я бы сказал больше, но в Калифорнии нынче жарко. И моя дочь поедает в саду все помидоры черри ".
Достигли ли эти МВА поставленных целей? Дейфелл не знает. Разумеется, он стал первым студентом в Harvard, написавшим эссе для проекта в 2002 году. Он увидел, что одна из его слабовидящих студенток сфотографировала трещины на тротуаре рядом со школой, а затем отправила фотографии школьному инспектору, приложив письмо, в котором были такие строки: "Вы видите, поэтому могли не заметить этих трещин. Но я их замечаю, потому что в них застревает моя трость".
Дейфелл написал: “Я хочу замечать все трещины в мире – предубеждение относительно других культур, которых я не понимаю, высокомерие от того, что я, разумеется, все знаю, привилегии, которые мне дают цвет кожи, пол и образования в Harvard. Иногда эти трещины настолько малы, что их легко не заметить… иногда они очевидны – если обращать внимание. Мое призвание в жизни – использовать навыки фотографа, предпринимателя и лидера, чтобы все видели эти трещины, потому что их слишком много".
Достиг ли Дейфелл поставленной восемь лет назад цели? “Это непрерывный путь, - смеется Тони. – По мере того, как становишься старше, незаметно возвращаешься к упрощенным шаблонам и удобным представлениям о мире и жизни. Я замечаю эти трещины, когда покидаю давно знакомые места. Это бесконечный процесс".
По материалам сайта poetsandquants.com.