В бизнес школе «Сколково» прошел набор первой группы студентов по программе MBA. По крайней мере на сайте «Сколково» написано, что к этому моменту должны завершиться отборочные раунды. Я даже знаю одного будущего студента — коллеги рассказали, что бывший корреспондент «Ведомостей» выиграл конкурс проектов, организованных при школе, и получил грант, покрывающий стоимость обучения.
Честно скажу: я сомневался, что этот важный проект дотянет даже до такой стадии. И если «Сколково» удалось привлечь хотя бы 10 иностранных студентов, готовых платить за себя, то начальный этап можно считать успешным. Мой (и не только) скептицизм в отношении «Сколково» вызван и странной ценовой политикой (45 000 евро — это слишком много за учебу в новой российской школе без сети выпускников), и чрезмерной вовлеченностью российских властей в проект, и низкой активностью российских компаний на рынке студентов MBA-программ. В конце концов, «Сколково» просто не повезло со временем: начни они на пять лет раньше — глядишь, подошли бы к кризису с багажом в виде пристойного рейтинга от FT и успешных выпускников в Москве.
Однако я желаю школе успеха и полагаю, что любой, кто хочет через 5-10 лет поехать учиться в западную школу, будь то INSEAD или Columbia, должен пожелать им того же. Почему? Да потому, что «Сколково» может состояться только при одном условии: ее выпускников будут нанимать российские компании. Если первый выпуск закончат, как и говорилось, чуть более 40 человек, это усилит конкуренцию между российскими выпускниками западных MBA-программ как минимум в два раза. Это значит, что в России должно появиться в два, а то и в три раза больше позиций с зарплатой 50 000-100 000 евро, на которые компании будут готовы пригласить студентов, зачастую без всякого опыта.
Конечно, половину первого выпуска может забрать «Тройка диалог» (ее основной владелец Рубен Варданян по совместительству главный вдохновитель проекта «Сколково»), но это акция разовая. Или запросы выпускников «Сколково» могут снизиться, но тогда и абитуриенты будут не готовы платить гигантские деньги за учебу, и школа не выживет. Ставка на предпринимательский дух тоже не поможет: опыт западных школ показывает, что собственным бизнесом начинают заниматься менее 10% выпускников.
Единственный шанс на выживание — расширение круга компаний, стабильно нанимающих студентов MBA. Не знаю, как «Сколково» планирует это делать — с помощью связей и авторитета отцов-основателей или указов президента, — но делать это придется. И если у них получится, то тогда, поняв, чем хороши студенты MBA, на кампус INSEAD нанимать на работу в России будут приезжать не только McKinsey с Elly Lilly, но и «Газпром» с «Роснефтью». А если российские компании станут завсегдатаями рекрутинговых программ бизнес школ, квота на российских студентов неизбежно вырастет.
Автор — редактор отдела финансов газеты «Ведомости», сейчас студент бизнес школы INSEAD.
По материалам статьи Андрея Панова.