Представьте, что вам девять лет, вы идете в школу зимой. Вы входите в неотапливаемый класс и садитесь на стул или на пол. А потом начинаются повседневные уроки. Но, подождите, вам не на чем писать. У вас нет парты…
Только что я пережила опыт, изменивший мою жизнь. Я участвовала в церемонии передачи 385 парт начальной школе King Zwelithini, расположенной в бедном районе для черных Соуэто, всего лишь в 20-ти минутах от глянцевого финансового района Йоханнесбурга. Церемония была подготовлена компанией Lapdesk, расположенной в Йоханнесбурге, где я сейчас прохожу стажировку.
Я услышала о компании Lapdesk в первый день моего обучения в Harvard Business School, когда разбиралась с кейсом с участием данной компании.
"Но почему, - спрашивала я себя, - мы уделяем внимание южноафриканской компании, цель которой заключалась в устранении нехватки учебных парт по всей Африке при помощи производства парт из пригодного для вторичной переработки пластика? Почему я не изучаю компанию из списка крупнейших промышленных фирм США?"
После обсуждения я поняла почему: в Африке учится 80 миллионов детей без парт, а компания Lapdesk занимается решением этой социальной проблемы при помощи предложений частному сектору.
В бизнес школе Harvard для этого существует термин «for-profit social enterprise» (коммерческое социальное предпринимательство), который в данном случае означает, что компания Lapdesk продает парты компаниям, которые их маркируют фирменным знаком и дарят школам.
Ученики начальной школы King Zwelithini, одетые в опрятную зеленую форму, ждали нас с восторгом на лицах, они пели и танцевали. Для многих из этих детей парта станет первой новой вещью, которой они когда-либо пользовались.
Церемония передачи является кульминацией тяжелой работы и подготовки в течение нескольких недель. Компания Lapdesk убеждается, что все счастливы, получив новые парты: директор, родительский комитет, представители района и иногда даже местный Сангома или традиционный целитель. Но мы не просто разгружаем парты и уезжаем.
Вместо этого мы учим каждого ребенка, как ими правильно пользоваться, разговариваем с ними о важности образования и заставляем их задуматься о выборе карьеры. Зачастую мы также помогаем с проектами по улучшению школьной инфраструктуры. В Соуэто группа из 12 волонтеров из спонсирующей компании и компании Lapdesk остались работать после окончания церемонии, чтобы почистить и отремонтировать туалеты и оборудовать классы.
Меня до сих пор мучают мысли: как же дети могут сконцентрироваться в неотапливаемых классах? Как они могут оставаться такими веселыми и восторженными, когда большинство из них дрожит от холода? Разве иметь парту – это привилегия? Как нам справится с тем, чтобы дать парты миллионам детей, которые так отчаянно в них нуждаются?
Текущая модель бизнеса компании Lapdesk сконцентрирована на корпорациях, которые помогают развивать стабильные партнерства. Сейчас, чтобы обрести вес и сделать значимый международный вклад, нам необходимо вовлечь частных доноров. Пожертвования в режиме онлайн является набирающей обороты тенденцией. Как мы находим их?
Наш сегодняшний сайт функционален и информативен, но я хочу превратить его в платформу, которая соединит партнеров компании Lapdesk, спонсоров и лиц, получающих помощь. С MBA за плечами я работаю над следующими вопросами: насколько велик рынок, кто будет нашими заказчиками, что является нашей продукцией.
Одна из моих целей - добиться, чтобы Lapdesk смогла привлекать средства на международном уровне. Так, если вы живете в Чикаго, Нью-Йорке или Сан-Франциско, вы смогли бы приобрести парты в режиме онлайн. Мы осуществим их доставку в школу и отправим вам написанное от руки письмо со словом «спасибо» от каждого ребенка, получившего парту.
Несмотря на то что моя работа здесь, в Южной Африке, имеет временный характер, большая ее часть требует времени, чтобы добиться результатов. Для меня лично понятие результата лучше всего выражено в высказывании Форсета Уиткрафта (Forest Witcraft): «Через сто лет не будет иметь никакого значения, каким был мой банковский счет, дом, в котором я жил, или машина, на которой ездил. Но мир может стать другим, потому что я имел значение в жизни ребенка».
По материалам сайта www.ft.com.