В мае 2010 года весь медицинский мир следил за телевизионным выступлением испанца Рафаэля (полное имя из этических соображений не раскрывалось), одного из первых в мире людей, перенесших операцию по пересадке тканей лица.
Врачи, которые проводили операцию, были одними из наиболее квалифицированных в мире. Поэтому вызывает удивление тот факт, что главный анестезиолог на той тридцатичасовой операции Игнасио Хименес Лопес (Ignacio Jimenez Lopez) поступил в бизнес школу на программу MBA, а точнее Executive MBA, программу формата Part-Time для работающих менеджеров.
И Хименес Лопес не одинок. Программы EMBA разработаны так, что не требуют перерыва в карьере, поэтому являются оптимальной возможностью получить дополнительную квалификацию для инженеров, врачей, ученых и даже священников – всех, кто стремится перейти на новый уровень.
«В Stern School of Business при New York University 40% набора составляют врачи или те, кто имеет степень PhD», - замечает Лайан Кентас (Liane Kentas), директор по вопросам приема на программы EMBA и маркетингу. Очевидно, у врачей наиболее сильная мотивация, ведь чтобы работать на руководящих позициях в области медицины, им необходимы навыки лидерства и менеджмента».
Такие же причины побудили Игнасио Лопеса поступить на программу ЕМВА в барселонскую Iese Business School.
«Карьера в медицине требует большого профессионализма, потому что вы оказываете помощь лично и напрямую, - объясняет Лопес. – Но я считаю, что мое призвание состоит в том, чтобы распространять этот дух служения общественному благу на более широком уровне. И единственный способ для этого – получить руководящую должность в секторе здравоохранения».
Традиционно степень ЕМВА была особенно популярна в корпоративных кругах, так как с ее помощью компании удерживали честолюбивых менеджеров и готовили их к позициям на уровне совета директоров.
В самом деле, изначально программа ЕМВА считалась исключительно корпоративной. Компании оплачивали обучение, а сотрудники массово посещали бизнес школу. Но экономический кризис обострил ситуацию, которая начала складываться еще лет десять назад, когда доля корпоративного финансирования пошла на убыль.
Так как стоимость самых дорогих программ EMBA превышает $150.000, легко понять, почему компании стараются больше не финансировать обучение: не только из-за цены, но и по причине впечатления, которое это производит на остальных сотрудников.
Но есть и более глобальная проблема. Программы EMBA ставят корпорации перед дилеммой: с одной стороны, они инвестируют в следующее поколение членов совета директоров, а с другой – со степенью ЕМВА сотрудникам станет проще перейти в другую компанию.
«В результате число заявок и набор во многих школах не просто не увеличивается, но даже сокращается, - говорит Пэтти Киган (Patty Keegan), заместитель декана программы EMBA в University of Chicago Booth School of Business. Она утверждает, что студентам теперь требуется гораздо больше времени, чтобы решиться на поступление: «Они могут два года ждать подходящего момента».
«Директорам программ EMBA важно понять, чем объясняется сокращение количества заявок: следствием экономического кризиса или новой тенденцией, - замечает Говард Кофолд (Howard Kaufold), директор программы EMBA в Wharton School при University of Pennsylvania. – Это скорее цикл, чем тенденция. Я считаю, что EMBA дает значительные преимущества, но их сложнее увидеть, если вы находитесь в фазе спада».
Школы, число заявок в которые увеличивается, часто предлагают программы в странах и регионах, где традиционно не хватает школ менеджмента в целом и программ ЕМВА в частности. Дубай и Абу-Даби имеют большое значение для таких учебных центров, как London Business School и Insead.
На местном уровне канадская Queen’s School of Business использует новейшие технологии распространения видеоконференций и программ на персональные компьютеры все большего числа студентов. В результате школа охватывает даже тех участников, которые живут в Виннипеге и на Бермудах. «И мы знаем, что наши программы интересны все большему числу людей», - добавляет Глория Саккон (Gloria Saccon), директор программы ЕМВА в Queen’s.
«В Азии спрос на программы ЕМВА высок и продолжает расти», - говорит Стив ДеКрей (Steve DeKrey), помощник декана Hong Kong University of Science and Technology Business School. В то время как основной программой в США является Full-Time MBA, а в Европе предпочтение отдается магистерским программам по менеджменту, в Азии выбирают ЕМВА».
«Почти треть студентов программы Kellogg-HKUST EMBA, которая в этом году заняла первое место в рейтинге Financial Times, сами оплачивают обучение, - замечает ДеКрей. – И дело не только в том, что компании не хотят платить. Половина этих студентов сознательно выбрала самофинансирование».
Эта тенденция наблюдается на всех программах EMBA; менеджеры предпочитают самостоятельно контролировать развитие карьеры. «Многие студенты понимают, что это может оказаться их последним шансом поменять направление развития карьеры, - считает Эрик Вебер (Eric Weber), помощник декана в Iese. – И они хотят создать свой имидж».
Эти честолюбивые студенты требуют такие услуги бизнес школы, на которые не обратили бы внимания, если бы их обучение спонсировали фирмы – в основном, это консультации по карьерному развитию.
Остальные студенты рассматривают степень ЕМВА как способ начать новую карьеру. «ЕМВА это платформа для развития предпринимательских проектов», - замечает Хавьер Гимено (Javier Gimeno), декан программы EMBA в Insead.
Но степень EMBA – далеко не последняя ступень в карьере Хименеса Лопеса. «Мне надо использовать на практике все, чему я научился в бизнес школе, - говорит он. – Но благодаря программе EMBA я понял, что для того, чтобы перейти на следующий уровень, я должен работать за рубежом, получить международный опыт».
Как вы думаете, какое направление примет развитие программ ЕМВА в дальнейшем?
ПрофессорТомас Робертсон (Thomas Robertson),
декан, Wharton School, University of Pennsylvania, США
«На успешных программах EMBA продолжат применять новые технологии, что даст многочисленные преимущества, включая установление связи между студентами и преподавателями, приближение курсовых заданий к задачам, с которыми сталкиваются современные глобальные компании. Главное, чтобы, используя эти технологии, школы не пренебрегали важными социальными факторами в обучении и общественной жизни.
Профессор Дженнифер Джордж (Jennifer George)
декан и директор Melbourne Business School, Австралия
«Я думаю, что мы увидим расширение и распространение программ ЕМВА в мире вплоть до создания их глобальной сети. Не думаю, что это будет online образование – вместо этого бизнес школы, возможно, будут нанимать персонал на местах».
Профессор Сантьяго Инигес де Онзоньо (Santiago Iñiguez de Onzoño)
декан, IE Business School, Мадрид, Испания
«На ведущих программах EMBA будет превалировать феномен “гибридизации”, он повлияет на учебный план, приведет к слиянию менеджмента с гуманитарными науками, дизайном и биологией. В будущем программы ЕМВА станут смешением общественного и частного, будут использовать симбиоз педагогики и технологии, продвигать культурное многообразие в группах и поощрять международные союзы бизнес школ».
Профессор Махендра Гупта (Mahendra Gupta)
декан, Olin Business School, Washington University, Сент-Луис, США
«Так как экономика стран «Большой семерки» претерпевает изменения, сжатые бюджеты и рост числа студентов, самостоятельно оплачивающих обучение, войдут в норму. Программы EMBA должны давать студентам и компаниям инструменты, которые позволят им приспособиться к замедлению роста экономики в своей стране и открыть возможности развивающихся рынков. Обязательными станут возможности на глобальном уровне, прием на работу иностранных выпускников, поддержка в развитии карьеры и комплексные решения сложных бизнес проблем».
По материалам сайта ft.com.