Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Бизнес школы переполнены

Бизнес школы переполнены

Количество людей на программах MBA Full-Time растет, и бизнес школы набирают как никогда большие группы. Но не у всех все так хорошо.

Этой осенью программы MBA готовились к самому худшему. Испорченный бренд, нехватка рабочих мест и вопросы об окупаемости инвестиций - все это пугало тем, что зачисленные студенты убегут из бизнес школ на относительно стабильные рабочие места. Делать прогнозы насчет окончательных результатов по набору студентов в этом году, сообщает Бет Флай (Beth Flye), заместитель декана и директор приемной комиссии школы Northwestern's Kellogg School of Management, было «все равно, что попытаться посадить Боинг-747 на парусник».

Но к облегчению многих членов приемных комиссий страхи относительно массового бегства студентов были напрасны. Наоборот. Противореча многим предсказаниям, прием студентов в 2009 году в ведущих бизнес школах на самом деле стремительно вырос. Непредвиденно большое количество аппликантов приняло предложения о зачислении, что привело к тому, что на многие программы в этом году было зачислено больше студентов, чем когда-либо.

Причины столь неожиданно высоких результатов непонятны. Экономические факторы, которые способствовали поступлениям в прошлые годы, очевидно, не ослабили свое влияние, и многие претенденты решили переждать период безработицы в бизнес школе. Тот факт, что в ведущих школах наблюдалось самое большое увеличение количества аппликантов, говорит о том, что будущие студенты, возможно, выбирают те бизнес школы, которые, как они полагают, обеспечат их лучшим показателем ROI в условиях тяжелой экономической ситуации.

Среди ведущих бизнес школ, достигших непревзойденных высот, стали Kellogg, набравшая в этом году 526 студентов (в прошлом году - 485); University of Michigan's Ross School of Business с 500 студентами против 433 в прошлом году; Duke University's Fuqua School of Business, с 447 в отличие от 434; INSEAD с 990 против 900; и University of Pennsylvania's Wharton School с 862 студентами против прошлогодних 823. Бизнес школа Harvard Business School также набрала самый большой на ее памяти курс - 937 студентов (в прошлом году было 900 студентов).

Хотя некоторые школы планировали увеличить набор, большие классы можно отчасти объяснить отсутствием такого явления, которое бизнес школы называют «летний отсев», сокращение, которое происходит, когда студенты отзывают свои депозиты в течение лета. Школы готовились к тому, что в этом году отсев нанесет сильный удар, но во многих случаях этого не произошло – даже на тех программах, которые на это надеялись.

«Все лето я молилась об отсеве, - рассказывает Розмария Мартинелли (Rosemaria Martinelli), директор приемной комиссии бизнес школы University of Chicago's Booth School of Business. - Но я продолжала информировать свое начальство, сообщая: «Никаких изменений, никаких изменений». Пока, наконец, они не убедись в том, что отсева не будет. Стандартные модели предсказания количества зачисленных в этот раз не сработали. «Прошлый опыт не всегда является отличным предсказателем, но он обычно был близок к правде, - говорит Мартинелли. - Но не в этот раз». Вместо 50 или 60 людей, забирающихсвои депозиты в конце лета, отсеялись только 10, что является невероятно низким показателем для школы. В итоге Booth зачислила на 15 студентов больше, чем в прошлом году. Общее количество стдентов составило 592 человека, этот курс стал самым большим в истории школы.

Действующие осторожно

У школ, которые располагаются ниже священной отметки «top», ситуация более сложная. Многие программы не наблюдали подобного пика интереса или увеличения количества аппикантов. В бизнес школе Carey School of Business при Arizona State University число зачисленных студентов, кто действительно принял предложение, немного снизилось, при этом претенденты чаще всего ссылаются на финансовый кризис в качестве причины отказа учиться в школе, и больше студентов просят об отсрочке платежа.

«Самое значимое отличие этого года от прошлого заключается в том, что стало играть роль личное финансовое положение людей, - считает Джон Родер (John Roeder), директор приемной комиссии школы Owen Graduate School of Management при Vanderbilt Unviersity, где уменьшение числа поступающих превысило нормальный уровень. - Многие студенты не имеют возможности продать свои дома». Другие программы отмечают, что студенты, которые не могут предоставить обеспечение по кредиту, не хотят терять свою работу или считают, что их супруги не смогут найти работу на новом месте.

В дополнение к финансовым причинам, некоторые школы потеряли студентов из-за 10 ведущих программ, которые воспользовались своей ударной силой, противостоящей рецессии, и увеличили набор студентов, снизив тем самым общий уровень набора студентов. Высокий статус известных имен особенно неоценим перед лицом экономических трудностей, считает Дж. Дж. Катлер (J.J. Cutler), директор приемной комиссии программ MBA и службы финансовой помощи школы Wharton. Известная школа зачастую имеет лучшее положение. Катлер определяете это как «бегство в качество». «В такие времена, как сейчас, люди более внимательно заботятся об общей цене предложения, - считает он. - При получении MBA в школе Wharton долгосрочный показатель ROI, вероятнее всего, станет самым значимым во времена кризиса, чем когда-либо еще».

С противоположной стороны данного спектра некоторые небольшие бизнес школы с менее признанными именами также хорошо справились с трудностями. Желание не переезжать далеко от дома и гарантия быстрой окупаемости инвестиций в программу по доступной цене удвоило число поступающих во времена финансовых трудностей. В бизнес школе University at Buffalo's School of Management, где 98% местных студентов приезжают с северо-востока и примерно столько же выпускников остаются там же, курс был увеличен с 86 студентов в прошлом году до 105 в этом. В бизнес школе College of William and Mary's Mason School of Business, вновь набранный курс увеличен на 20%, что является особенно значимым показателем. Растущий интерес к региональным программам может привести к проблемам у школ, расположенных в средине спектра, некоторые из которых заявляют, что наблюдают, как студенты отказываются от зачисления, чтобы поступить на более доступную программу, ближе к дому, несмотря на ее невысокий престиж.

Еще одно изменение в этом году заключается в том, что больше студентов проявляют осторожность, обращаясь к нетрадиционным программам, вместо того чтобы рисковать двумя годами. Директор приемной комиссии школы Carey Руди Пино (Rudy Pino) заявляет, что около 5% студентов, зачисленных на программу Full-Time, после года обучения перешли либо на программу Part-Time, либо на программу обучения в режиме online главным образом из-за финансовых трудностей. В школе INSEAD, где размер курса в этом году увеличен до 100 студентов, декан программы MBA Джейк Коэн (Jake Cohen) считает, что нетрадиционный однолетний формат школы привлек многих студентов, которые сомневались брать на себя ответственность двухлетнего обучения. «Я всегда пытаюсь встать на место студентов, - говорит Коэн. - Если я сделал вклад и понял, что нет никакой отдачи, идти на двухлетнюю программу обучения несколько страшновато. Однолетняя программа намного легче. Больше определенности». Чтобы подтвердить этот тезис, Коэн отмечает повышение набора студентов в школе на кампусах в Сингапуре и Франции. Благодаря рекордному курсу в этом году школа INSEAD стала самой крупной программой в мире.

Еще в сомнениях

Большинство школ, которые превысили лимит набора, считают, что размещение дополнительного числа студентов не приведет к трудностям. Многие справятся с потоком, добавив в каждую группу по несколько студентов. В школе Harvard ожидается, что в каждой из ее 10 секций прибавится по три или четыре студента. Некоторые другие программы планируют увеличить набор студентов в любом случае, например, INSEAD и Michigan недавно построили новые здания, чтобы разместить более крупные группы. Но большинство школ, вероятно, с осторожностью будут набирать больше студентов на следующий год.

В школе Kenan-Flagler Business School при University of North Carolina, где курс увеличился на 5% и составил 298 студентов, старший помощник директора приемной комиссии Элисон Джесси (Alison Jesse) сообщает, что школа пересмотрит, каким образом принимать решение о зачислении. «Я считаю, что мы будем более внимательны в следующем году», - говорит она. Обычно экономические трудности приводят к увеличению поступающих, которые ищут надежное убежище в учебном заведении. Но в этом году очень много составляющих изменилось. Этот кризис был намного тяжелее, чем предыдущие, а банковский кризис повлиял на область образования MBA диспропорционально, превращая пиковые отметки в ровные линии. «Мы использовали модели, но допускали исключения, - сообщает Джесси. - И кризис не вел себя согласно каким-то моделям».

Следующий год не обещает быть легче. Традиционно после кризисного бума интереса количесткво поступающих на программы MBA снижается, поскольку предполагаемые студенты, которые пережили этапы сокращений, будут комфортно чувствовать себя на работе. Некоторые школы озабочены, несмотря на то что оживление деловой активности может привести к еще большему всплеску числа поступающих, чем обычно. «Я обеспокоен», - сообщает Пино из университета Arizona. Финансовые трудности станут, как никогда, играть решающую роль в принятии решения студентами, считает он, а более скромные возможности для иностранных студентов вместе с подмоченной репутацией образования MBA, возможно, не поспособствуют движению вперед. Согласно организации Graduate Management Admission Council, в лучшие времена за четыре года число поступающих возросло, что соответствует общему увеличению качества будущих курсов. Но в последние месяцы число сдающих тестов и уровень поступающих, кажется, снижается. Заглядывая вперед, Пино сообщает: «Я - оптимист, но я обеспокоен».

Может быть, совсем не плохо то, что бум поступлений на MBA идет на убыль. Увеличенные размеры групп вместе со снижением числа поступающих могут означать, что пустые места будут в большей досягаемости. Для студентов, которые надеются на передышку от сумасшедшего конкурса, следующие времена обещают быть удачными.

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги