Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Бесценные или переоцененные?

Бесценные или переоцененные?

Дипломы MBA становятся все более дорогим удовольствием. Стоят ли они таких денег?

Настали действительно тяжелые времена. Недавнее исследование, проведенное Национальной ассоциацией независимых колледжей и университетов (National Association of Independent Colleges and Universities), показало, что плата за обучение в частных американских высших учебных заведениях повысилась всего на 4,3%, что стало самым низким показателем за последние 40 лет. Даже бизнес школы, которые безнаказанно поднимали свои ставки, не смогли проигнорировать условия, сложившиеся на рынке. Средняя годовая стоимость обучения по программе Full-Time MBA в ведущих бизнес школах Америки, входящих в первую десятку рейтинга Economist Intelligence Unit, составляет $46,839, что на 4.9% больше, чем в 2008 году. Год назад повышение составило 5.8%. Если бизнес школы таким образом реагируют на финансовые трудности, которые испытывают потенциальные студенты в это непростое время, то многие скажут, что «это связано с особенностями текущего периода».

Бизнес образование, в частности его ведущая квалификация MBA, неуклонно дорожало с каждым годом. Десять лет назад стоимость двухлетней программы в Harvard Business School составила бы $54,000 — $69,000 с учетом инфляции. Сейчас эта цифра достигает $92,000, и это не считая сборов на здравоохранение и многочисленных взносов на поддержку программы, которые вносят свою лепту в студенческий бюджет.

Возможно, повышение цен в этом году было довольно скромным, но есть небольшой шанс, что скоро в любой момент произойдет повышение, не покрывающее инфляцию. Это происходит от того, что особенно в Америке не только студенты, но и сами школы обеспокоены своим финансовым будущим. В отличие от своих коллег из Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, американские школы в значительной мере зависят от взносов и различных фондов, организованных выпускниками. К примеру, бизнес школа Stanford Graduate School of Business получает половину дохода именно таким способом. По мере усугубления рецессии денежный поток иссякает. Это объясняет тот факт, что двухлетняя программа Full-Time MBA этой школы является одной из самых дорогих в мире - $102,642.

Роскошная жизнь

Но это совсем не значит, что каждая бизнес школа переживает финансовый армагеддон. Возможно, Harvard столкнулась с уменьшением количества благотворительных взносов во время недавнего обвала рынка, но к концу 2008 года школа располагала $2.8 млрд. Так что, по всей видимости, она ещё не скоро дойдет до того, чтобы собирать пожертвования на улицах. Сейчас школам важно не пополнение, а поддержание фондов. Поэтому всё внимание американских бизнес школ направленно на оплату обучения и сокращение расходов, хотя они могли бы порыться в своих безразмерных закромах, чтобы прокормиться во время кризиса.

Несмотря на то что европейские бизнес школы не столь пострадали от уменьшения благотворительных взносов, за последние десять лет их ведущие программы стали намного дороже. Но среди представителей бизнес школ сохраняется твердая уверенность в том, что повышение цен никак не скажется на количестве желающих поступить. По словам Валери Готье (Valerie Gauthier), заместителя декана в HEC School of Management, плата за обучение справедливо является одной из последних причин, побудивших кандидатов поступать в эту бизнес школу. Зато такой субъективный критерий, как репутация школы, становится решающим во многих случаях. Профессор Готье также отмечает, что вопрос стоимости начинает преследовать студентов, когда они уже оказались за партами. «Диплом MBA от ведущих бизнес школ является предметом роскоши, в который многие с удовольствием инвестируют деньги и ради которого готовы залезть в долги, - говорит она. - По вполне понятным причинам студенты MBA превратились в требовательных потребителей высокого класса, у них есть определенные понятия о том, какого сервиса и инфраструктуры они достойны». Чтобы удовлетворить их требованиям, бизнес школа HEC инвестировала немалые средства в развитие таких начинаний, как, например, мобильные технологии. Благодаря сотрудничеству с компанией Apple студенты могут получать все материалы прямо на свой телефон, о таком сервисе десять лет назад никто не мог и мечтать.

В какой же мере окупаются вложенные студентами в обучение честно заработанные деньги? И справедливо ли увеличение платы за обучение, произошедшее за последние несколько лет?

Роуз Мартинелли (Rose Martinelli), замдекана University of Chicago’s Booth School of Business, считает, что повысилась не только стоимость получения бизнес образования, но и стоимость обеспечения этого образования школой. Современные MBA-программы используют намного больше ресурсов, чем десять лет назад, в том числе карьерные центры, наглядные пособия и учебные материалы, передовые технологии. Не стоит забывать также об усиленной практике наставничества и коучинга.

Это весомый аргумент. Студент программы MBA доинтернетного периода, попавший в современный класс, вряд ли бы узнал его. К всеобщему удивлению, дорого обходится такая необходимость, как разнообразный состав класса. Десять лет назад большинство студентов международной программы составляли представители принимающей страны, остальных добирали преимущественно где-нибудь еще на развитом Западе. Теперь школы тратят огромные деньги на туры по всему миру и рекламу своих услуг на всех континентах, кроме Антарктиды.

Более того, теперь довольно сложно адекватно оценить окупаемость инвестиций в бизнес образование. Большинство исследований охватывают краткосрочные периоды, например, разницу в доходах до поступления и после окончания бизнес школы. Популярность диплома MBA в последние годы позволяет школам придирчиво выбирать самых лучших кандидатов, которые, чаще всего, уже на момент поступления получают немало. Таким образом, информация по разнице в доходах не всегда бывает достоверной, как и понятие реальной цены образования.

Возможно, единственно правильным способом измерения окупаемости MBA может быть исследование его влияния на протяжении пяти-десяти лет после окончания бизнес школы. Поступление в школу может показаться кому-то прыжком в неизвестность - особенно прямо сейчас - но истории успешного профессионального роста других выпускников могут приободрить нынешних кандидатов и вселить в них уверенность. И после всего повышение цены на бизнес образования может показаться не таким уж страшным.

По материалам сайта www.economist.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги