Москва, улица Красина, дом 27, строение 2,
подъезд 2, 4 этаж, М. Маяковская

Азия в погоне за Америкой

Азия в погоне за Америкой

Азиатским школам бизнеса предстоит долгий путь в погоне за соответствием западным стандартам, но они взяли ускоренный темп развития.

Перераспределение экономических сил происходит со стремительным смещением центра тяжести в направлении с Запада на Восток, и в первую очередь набирают мощь Индия и Китай. Похоже, что к 2025 году экономика Китая станет крупнейшей в мире. Индия, отстающая от Китая приблизительно на 12 лет, к тому времени войдет в число трех-четырех лидирующих мировых держав. Также, по всей вероятности, к 2025 году среди 500 крупнейших мировых компаний будет более ста китайских и индийских фирм, тогда как на сегодняшний день их всего 36. Кто станет руководить этими организациями? Справятся ли ведущие школы бизнеса этих стран со своей задачей, или же будущие лидеры мировых компаний будут получать необходимые знания преимущественно в таких учреждениях, как Harvard, Stanford и INSEAD?

Судя по международным рейтингам, жребий уже брошен. По классификации Financial Times 2009 года, среди 100 ведущих мировых MBA-программ присутствуют программы только одной китайской и одной индийской школы, при этом в списке 56 американских школ. Эти две школы - China Europe International Business School и Indian School of Business - возникли в результате сотрудничества с западными учреждениями. Ни одна из двух лучших чисто индийских MBA-программ (IIM Ahmedabad и IIM Bangalore) и двух лучших чисто китайских MBA-программ (School of Economics & Management и Guanghua School of Management) не попала в этот список. При этом индийские бизнес школы демонстрируют низкие показатели трудоустройства своих выпускников, что обусловлено снижением спроса со стороны работодателей, вызванного глобальной рецессией.

Преимущества Азии

Несмотря на очевидное превосходство западных (особенно американских) бизнес школ, мы готовы утверждать, что некоторые студенты намеренно останавливают свой выбор на ведущих китайских и индийских вузах, и вот почему:

• Во-первых, в лучших индийских и китайских бизнес школах учатся студенты с великолепной подготовкой. Уже только численность населения этих стран свидетельствует о преимуществе данных школ с точки зрения интеллектуального уровня студентов. Цифры говорят, что попасть в ведущую бизнес школу Индии или Китая сложнее, чем в американскую или европейскую школу того же уровня. Современные китайские студенты MBA-программ, практически все рожденные после 1978 года, росли в эпоху реформ, годами учили английский язык и подверглись прямому воздействию рыночной экономики. Кроме того, они хотят изменить статус-кво, что является необходимым условием для возникновения инновационного подхода.

К тому же китайских студентов всё чаще вдохновляют такие национальные герои бизнеса, как, например, Джек Ма (Jack Ma), основатель Alibaba Group. Преподаватели американских университетов регулярно признают (но редко для широкой публики), что блестящая карьера руководителя будущего выпускника MBA-программы зависит скорее от личных характеристик человека, чем от преподавателей, их педагогических навыков или научной деятельности.

• Во-вторых, уровень заработной платы в Китае и Индии выпускников ведущих MBA-программ растет и уже может составить конкуренцию уровню доходов на Западе. Начальная зарплата выпускника одной из трех лучших MBA-программ в Индии и Китае в среднем составляет 30-50 тысяч долларов в год.

В целях достижения паритета покупательской способности эти зарплаты равняются или превышают доходы выпускников ведущих западных MBA-программ. Поскольку уровень доходов в Китае и Индии продолжает расти с большей скоростью, чем на Западе, вероятно, что зарплаты выпускников лучших MBA-программ будут увеличиваться быстрее. Высокие зарплаты и заманчивые перспективы трудоустройства должны в ближайшие годы способствовать привлечению внимания лучших китайских и индийских студентов к местным MBA-программам.

• В-третьих, сейчас практически ни одна школа не может поддерживать конкурентоспособность за счет особенностей учебного плана. При наличии Интернет школы имеют свободный on-line доступ к учебным планам и обучающим материалам друг друга. Большинство ведущих мировых школ (включая индийские и китайские) регулярно отслеживают нововведения в учебных планах конкурентов и пересматривают свои собственные программы каждые 3-5 лет. Еще одним фактором, способствующим унификации обновления учебных планов, является рост числа выпускников программ PhD из Китая и Индии, возвращающихся домой и занимающих должности преподавателей. Примерно половину преподавательского состава в School of Economics & Management университета Tsinghua University получили кандидатскую степень в западных бизнес школах.

• В-четвертых, важна конъюнктура. В отличие от США, и в Китае, и в Индии большую часть компаний составляют госкорпорации и семейные фирмы. Рыночные реалии обеих экономик радикально отличаются от американских. Средний доход на душу населения в Китае составляет около одной пятнадцатой, а в Индии - одной сороковой от американской величины. Учитывая огромное количество сельских жителей, рынок практически любой продукции или услуги в Китае и Индии куда более неоднородный, чем в Америке.

Ведущие местные MBA-программы могут дать несравнимо более широкое представление о таких местных реалиях, чем Harvard или Stanford. Получивший образование в Америке партнер бомбейского офиса одной из лидирующих мировых компаний, оказывающей услуги в сфере стратегического консалтинга, заявляет: «Мы имели непосредственный опыт работы с выпускниками MBA-программ как ведущих индийских, так и западных школ. Выпускники американских вузов имеют более комплексную базу, однако люди, обучавшиеся в индийских школах, сильнее с точки зрения аналитических навыков и глубже знают индийскую бизнес-конъюнктуру. Обычно они лучше проявляют себя в нашей компании. Важность понимания конъюнктуры проявляется и в том, что выпускники европейских MBA-программ, как правило, показывают лучшие результаты, чем их коллеги, вернувшиеся из Америки».

Недостаточная разнородность

Несмотря на вышеизложенные преимущества, даже лучшие китайские и индийские MBA-программы имеют два больших недостатка. Первым является бoльшая однородность состава по сравнению с ведущими западными MBA-программами. В Harvard ежегодно поступают 900 человек из 70 стран, а Stanford набирает 370 студентов из 50 стран. Чем разнороднее состав учащихся, тем оживленнее дискуссии на занятиях и шире возможности для налаживания связей с людьми из разных стран. В этом ведущие западные бизнес школы имеют устойчивое преимущество. Вторым недостатком является слабый уровень исследований даже в ведущих китайских и индийских бизнес школах по сравнению с лучшими 25 западными вузами. На то, чтобы создать необходимую культуру проведения исследований и набрать критическую массу первоклассных ученых, требуются ресурсы и годы работы. В этом западные школы бизнеса также пока, вероятно, будут неизменно опережать своих конкурентов. Однако исследовательская база школ может не иметь большого значения с точки зрения способности учреждения готовить руководителей. Выпускники индийских технологических институтов, входящих в объединение Indian Institutes of Technology, становились необычайно успешными и занимали высшие позиции в американских частных корпорациях, несмотря на то что до недавних пор эти вузы были в первую очередь образовательными учреждениями, а не исследовательскими институтами.

Можно с уверенностью предположить, что в будущем история будет на стороне ведущих индийских и китайских школ. Они должны стать исследовательскими центрами, сохранив себя при этом и как превосходные образовательные учреждения. В этом состоит главная сложность.

Подъем Китая и Индии открывает новые возможности и для ведущих западных школ. Они должны приложить все усилия для проникновения в эти страны. Конъюнктура важна, и оптимальным способом для улучшения взаимопонимания с Китаем и Индией и увеличения числа выпускников из этих стран является налаживание отношений, построенных одновременно на сотрудничестве и конкуренции, в естественной среде обитания драконов и тигров. Самым быстрым и наиболее эффективным способом достижения этой цели является открытие программ без присуждения степени (non-degree programs) для обучения руководителей. Это позволит избежать проблем ограничения количества студентов на курсе.

По материалам сайта www.businessweek.com.


Назад
Books
Запишись
на бесплатный пробный урок
в любую группу

Оставьте ваш e-mail и будьте в курсе последних новостей и акций

Нажимая, вы соглашаетесь на обработку ваших персональных данных
Теги