На вопросы, касающиеся эффективности Интернет-обучения, отвечали: Клив Холтам (Clive Holtham), профессор информационного менеджмента и руководитель Cass Learning Laboratory (Cass Business School), Мэти Смит (Matty Smith), заведующий образовательным отделом в Henley Management College, а также Линда Андерсон (Linda Anderson), редактор колонки бизнес образования в Financial Times.
Вопрос: По мнению многих, на деле дипломы дистанционного обучения по программе MBA не имеют достаточного веса в глазах крупных работодателей. Правда ли это?
Мэти Смит: Могу ответить однозначно: «Нет». Работодатели, прежде всего, смотрят на то, где вы получали образование. Способ и модель обучения их интересует меньше. Программы дистанционного обучения MBA в рейтинговых бизнес школах имеют те же преимущества, что и очное обучение. Часто они даже более выигрышны по сравнению с очным обучением в менее престижных местах. Уровень выплачиваемых работодателями стипендий и грантов говорит о том, что они ценят дипломы DL MBA. Henley уже довольно давно и плодотворно сотрудничает со многими организациями, готовыми спонсировать DL MBAs.
Линда Андерсон: Мне кажется, что за последние несколько лет программы дистанционного обучения наконец-то приобрели должное уважение со стороны учащихся и работодателей. Многие, кто получает образование через Интернет, ценят возможность незамедлительно применять на практике полученные знания и навыки. Более того, в случае, к примеру, с Warwick Business School и многими другими бизнес школами вам предлагается всего одна программа обучения MBA и масса возможностей и форм обучения по ней, включая не только вечернюю, но и дистанционную форму. Поэтому не стоит утверждать, что дистанционные программы обучения в чем-то уступают очным.
Вопрос: Большинство выпускников бизнес школ утверждают, что главное преимущество MBA - это обширная сеть деловых контактов, которые вы приобретаете за время обучения. И круг полезных знакомств растет благодаря встречам выпускников и подобным мероприятиям. Насколько сильно Интернет-обучение уступает очному в этом плане?
Мэти Смит: Надо сказать, что практически не уступает, а в каком-то смысле даже дает больше преимуществ для налаживания связей. Обычно при дистанционном обучении есть возможность познакомиться с разными людьми через Интернет, а это уже первый шаг к тому, чтобы завести знакомства во всех уголках земного шара. Согласитесь, перспектива весьма заманчивая и глобальная.
Линда Андерсон: Конечно, возможность завести полезные знакомства при онлайн-обучении весьма невелика. Но обычно разработчики программы учитывают этот фактор и восполняют недостаток, устраивая зачетные недели, когда учащиеся встречаются и работают вместе. Также благодаря разнообразию виртуального пространства, усовершенствованию технологий и тому факту, что при дистанционном обучении кто-то из учащихся всегда находится в Интернет и может помочь при решении задач или ответить на возникший вопрос, многие студенты сходятся во мнении, что такая форма обучения только способствует налаживанию деловых контактов.
Вопрос: Возможно ли приобрести тот же опыт и уровень знаний, что и при очной форме обучения?
Клив Холтам: На мой взгляд, знания по программе MBA приобретаются в равной мере что при очном, что при дистанционном обучении. Но знания не главное. Сейчас на первое место выходят коммуникабельность и индивидуальные навыки. А это вполне можно развить и при дистанционном обучении. У некоторых студентов навык обучения вполне подходит для самостоятельной работы. Но многие продолжают отдавать предпочтение непосредственному общению и завязыванию знакомств.
Я считаю, что здесь уместно упомянуть о третьей возможной форме обучения - вечерней. Учащиеся по этой программе продолжают параллельно работать, так что бывает, что идеи и советы, которые они почерпнули из нашего занятия в четверг вечером, они незамедлительно испытывают на практике. А это, знаете ли, не позволяет профессору расслабляться.
Наши студенты-вечерники занимаются два вечера в неделю или только по выходным, так что в промежутках они привлекают все возможные Интернет-ресурсы. В данный момент мы работаем над развитием и внедрением видео-конференций в процесс обучения. Эта форма обучения удобна, к примеру, для студентов, у которых нет возможности посещать занятия несколько раз в неделю. Также я могу давать частные консультации тем учащимся, которые хотят более глубоко изучить материал. И они даже не должны будут выходить из дома. Все, что нам понадобится, – это вебкамера, наушники и широкополосный доступ в Интернет.
Мэти Смит: Несомненно, уровень знаний, которые вы приобретаете на очной или дистанционной программах, одинаков. Опыт, конечно, приобретается разный, но от этого его значение ни в коем случае не преуменьшается. Особенно благодаря современным технологиям и материалам, которые могут связать вместе людей из разных часовых поясов и мест на земном шаре. На самом деле, возможно, что уровень опыта и знаний при дистанционном обучении даже более высок, так как учащиеся в основном работают. Они получают образование, не оставляя своих рабочих постов, а значит, делятся своим практическим опытом и знаниями с другими и, в свою очередь, учатся у остальных. Это повышает уровень знаний и опыта. Результат у всех одинаков (это определено специализацией программы), различны лишь способы достижения конечной цели.
Линда Андерсон: Программа дистанционного обучения затрагивает те же темы и дает тот же уровень знаний, что и обычная программа MBA.
Вопрос: Каким образом дистанционные программы обучения связывают между собой студентов, которые не видят друг друга и не встречаются в реальности? Многие программы дистанционного обучения используют несинхронную схему общения, которая только усиливает эффект изоляции.
Мэти Смит: От всех современных программ дистанционного обучения следует ожидать использования самых современных технологий, позволяющих осуществлять общение в реальном времени. Несинхронное общение все ещё имеет место быть, так как его осуществление не требует высокого уровня технологий и затрат, что несложно и не зависит от пропускной способности вашего канала. Этот тип общения незаменим, когда требуется поддержать вдумчивую, глубокую дискуссию по проблеме между преподавателем и аудиторией, как раз такую, которую и следует вести при обучении в магистратуре. Но все чаще используются виртуальные совещания и программы, позволяющие общаться в режиме реального времени, которые обеспечивают синхронную связь всех участников разговора, а также позволяют понять и почувствовать собеседников.
Учебный процесс, особенно различные мероприятия, сильно способствует интеграции. Многие программы дистанционного обучения (например, в Henley) обеспечивают очное общение на различных семинарах.
Линда Андерсон: Да, проблема изоляции стояла перед учащимися на дистанционном обучении, но теперь она в прошлом благодаря развитию Интернет-технологий. Несмотря на то что многие студенты встречаются только в виртуальном пространстве, они удивительно быстро налаживают между собой контакт. Всегда есть к кому обратиться, если возник вопрос или сомнения.
Вопрос: Осознают ли работодатели и кадровые агентства, что навыки, необходимые для эффективной работы на глобальном рынке, такие как формирование и управление командой, работа над проектами через Интернет, работа с разными часовыми поясами, также необходимы для нормального обучения по дистанционной программе?
Мэти Смит: Возможность работать с разнокалиберной группой, разбросанной по всему миру, вместе преодолевать культурные и прочие различия в менталитете, чтобы добиться поставленной цели, организовывать связь с помощью всех возможных технологий не только считаются основными компонентами для программ дистанционного обучения MBA, но также являются ключевыми для эффективной работы любого менеджера в мире глобальной коммерции. Так что эти навыки не только средства, но и цель. Некоторые организации, с которыми мы сотрудничаем, видят в этом только преимущество.
Линда Андерсон: Работодатели видят много преимуществ в дистанционном обучении через Интернет, так как они понимают, что ученики используют те же средства и развивают те же навыки, которые необходимы рядовому сотруднику на рабочем месте. Навык работы с группой через Интернет во время обучения по программе MBA в равной степени важен как для студента, так и для менеджера, координирующего работу виртуальной команды на трех континентах. Работодатели ценят людей, отучившихся по дистанционной программе MBA, так как они уже обладают всеми необходимыми навыками и готовы их использовать на рабочем месте.
Клив Холтам: На эту проблему можно взглянуть иначе, а именно: осознают ли работодатели, что навыки, важные для нормальной работы с клиентами, такие как умение подать себя, организовать и провести презентацию, владение языком тела и этикетом, обязательны для обучения на очной программе?
Бизнес сегодня представляет собой смесь реальных контактов и виртуального общения. И, конечно, многие встречи и мероприятия на самом высоком уровне продолжают оставаться реальными, требующими непосредственного контакта и присутствия. Так что квалификация, приобретенная на дистанционном обучении, не всегда может соответствовать той, что требуется старшему менеджеру и более высоким должностям. Вот почему во все программы дистанционного обучения обязательно включают очный компонент.
Обучение складывается из трех составляющих: знаний, эмоционального контакта и прилагаемых усилий. Многие люди справляются с последними двумя компонентами обучения лучше при непосредственном контакте в реальном времени и месте.
Продолжение следует...
По материалам сайта www.ft.com.